Индекс нагрузки шин
Индекс нагрузки шин показывает предельную несущую способность покрышки в расчете на одно колесо. Это важный критерий при подборе резины. Ведь массу машины, водителя, пассажиров и перевозимых вещей принимают на себя именно автошины. Если нагрузка окажется выше, чем разрешенная производителем, колеса быстро выйдут из строя.
Содержание:
- Как рассчитывается индекс нагрузки шин
- Как найти индекс нагрузки на шине
- Таблица индексов нагрузки шин
- Зачем учитывать индекс нагрузки при выборе шин
- Что грозит за езду с несоответствующими колесами
- Как выбрать индекс нагрузки для вашего автомобиля
- Индекс нагрузки и скорость: как связаны
- Рекомендации по подбору индекса нагрузки
Приобретая резину без учета максимального индекса грузоподъемности, водитель рискует остаться вообще без колес. Вес легковой машины доходит до 1,5 тонн, а кроссоверов и внедорожников – до 2,5 тонн. Покрышки должны его выдержать. А кроме массы пассажиров и предметов, учитывают также наличие дорожных ям – они приводят к дополнительным нагрузкам на авторезину.
Если говорить простыми словами, индекс нагрузки шин определяет, как быстро они придут в негодность. Условно его называют коэффициентом грузоподъемности — это предел загруженности машины, укомплектованной конкретной резиной, на предельной скорости. У легковых автомобилей индексы нагрузок шин начинаются с 60 и доходят до 125 единиц – это примерно от 250 до 1650 кг.
Этот показатель можно посмотреть на боковине покрышки. Он находится рядом со скоростным индексом. Обозначают его цифрами. Так, например, маркировка 98Т означает следующее:
- 98 — индекс грузоподъемности;
- Т — индекс скорости.
«Т» на шинах означает, что предельная скорость использование таких колес – 190 км/ч. Скоростные индексы указываются латинскими буквами от А до Z. Находятся они в верхней части боковины, после размерности, диаметра и индекса нагрузки шин.
Как рассчитывается индекс нагрузки шин
Индекс грузоподъемности изначально определяют производители покрышек. Делают это еще на стадии проектирования. Задействуют для этого технологии компьютерного моделирования. Это показывает, как будущий комплект поведет себя в разных условиях. А после выпуска экземпляры резины направляют на лабораторные и стендовые испытания. Там определяют ее прочность, а затем ей присваивают соответствующий коэффициент. Дополнительно колеса испытывают на полигонах перед выходом на рынок – так подтверждают соответствие истинных характеристик заявленным.
На индекс нагрузки шин влияют разнообразные показатели. Главные из них – уровень износа протектора и температура покрышки. Слегка сгладить их влияние позволяет запас прочности, который оставляет каждый производитель. Этот резерв равен как минимум 20%.
Коэффициенты грузоподъемности всегда оставляют с запасом. Объясняется это так: при стандартном режиме эксплуатации колеса целесообразно поберечь, сохранив ресурсы комплекта для непредвиденного, экстренного случая.
Как найти индекс нагрузки на шине
Вся техническая информация о резине представлена на ее боковинах. Там можно найти название фирмы-изготовителя, модель, тип корда, страну-производителя и прочие сведения. На боковине также всегда есть типоразмер.
В маркировке индекс нагрузки шин указан на внешней стороне резины. Он представляет собой число с буквой, которая обозначает скоростной индекс. Эти 2 величины связаны друг с другом напрямую. Индекс грузоподъемности работает лишь в пределах допустимой скорости. Если ее нарушить, возможны негативные последствия, самое простое из которых – ускоренный износ. В дополнение к этому человек лишается гарантийного обслуживания колес производителем.
Например, на покрышке написано: 185/75R14 82S. Как это расшифровать:
- 185 — ширина авторезины, измеряется в миллиметрах;
- 75 — высота колеса, тоже в миллиметрах;
- R — тип покрышки (в этом случае – радиальная, но бывают также модели диагональные – D, либо диагонально-опоясанные – B);
- 14 — диаметр автодиска в дюймах;
- 82 — индекс грузоподъемности, соответствует 475 кг;
- S — скоростной индекс, соответствует 180 км/ч.
Индекс нагрузки шин можно рассчитать только совместно со скоростным индексом. Ведь чем быстрее перемещается машина, тем большее давление идет на автошины.
Таблица индексов нагрузки шин
Избежать путаницы позволяет единая таблица индексов, которую используют все бренды при производстве авторезины.
Минимальный индекс грузоподъемности — 0. Ему соответствует показатель 45 кг. Колесо с такими параметрами справляется с нагрузкой до 45 кг.
Предельный индекс из всех существующих — 230. Ему соответствует показатель 33 500 кг.
В указанном ранее примере 185/75R14 82S индекс колес 82S, что значит, что рассчитанная грузоподъемность актуальна на скорости до 180 км/ч. По таблице нагрузка на шину составляет 475 кг. Так как колеса 4, число это умножают на 4. Получается результат 1 900 кг – это общая грузоподъемность, из которой еще нужно вычесть собственный вес машины, вес водителя и пассажиров.
Зачем учитывать индекс нагрузки при выборе шин
При выборе покрышек всегда следует смотреть на индекс нагрузки. Ведь этот показатель во многом влияет на уровень безопасности.
Основные правила при покупке колес:
- Брать резину нужно с учетом рекомендаций производителя. Указанный в руководстве пользователя индекс – самый безопасный для перемещения и оптимальный для конкретной модели автотранспорта. Во многом нагрузка на резину обусловливается ее размером. Разработчики учитывают это, стараясь создавать автошины, которые точно выдержат вес автомобиля и даже с некоторым запасом.
- Нельзя ставить автошины с разными индексами скорости на одну ось. Но при этом допускается монтаж колес с различными показателями на передние и задние оси раздельно. Так, можно поставить на передней оси 2 покрышки с индексом T, а на задней – 2 другие с индексом Q.
Несоблюдение соответствия индекса грузоподъемности и веса автотранспорта приводит к быстрой потере качественных показателей колес. В худших случаях дело доходит до разрыва или даже взрыва резины.
Что будет, если взять покрышки с более высоким, нежели рекомендуемый, индексом нагрузки шин?
Как отмечают эксперты, комплекты с более высокими значениями индексов скорости повышают комфортность движения. Так, если выбрать колеса t (=190 км/ч) вместо q (=160 км/ч), можно добиться более уверенной езды и повышенной управляемости. Реагирование автомобиля на руление станет лучше. Но другая сторона в том, что расход топлива повысится, а ход будет более жестким.
Жесткая авторезина всегда тяжелее. Двигателю из-за этого потребуется больше мощности для вращения покрышек. Тяжелые колеса делают ход менее плавным и дополнительно нагружают подвеску, сокращают срок службы основных запчастей.
Если подобрать комплект с более низким нагрузочным индексом, ускоряется его износ, увеличивается тормозная дистанция. В худших ситуациях колесо может перегреться и взорваться. Почти все подобные случаи приводят к дорожным авариям.
Если комплекта с рекомендуемыми показателями не найти, заменить их можно, но значения должны быть максимально близкими к разрешенным. Например, допускается замена s на t или h. Но следует помнить, что модели с высоким индексом грузоподъемности не смогут реализовать свой потенциал при низких технических возможностях автотранспорта.
Показатель нагрузки особенно актуален для грузовых машин, так как их масса меняется постоянно. И достигать она может очень больших величин.
Влияние индекса нагрузки на долговечность покрышек
Нагрузочный коэффициент влияет на срок службы покрышек. Все шины должны иметь одинаковые показатели предельной скорости и грузоподъемности. Это способствует равномерным характеристикам работы колес, делает управляемость легкой, обеспечивает безопасность. Если приходится менять одну или несколько покрышек, рекомендуется монтировать одинаковые образцы с одинаковыми параметрами.
Колесам с более высокой нагрузкой придется испытывать большее давление. Это подвергает их быстрой изнашиваемости. А автошины с более низкими показателями, чем положено, останутся недостаточно нагруженными. Это влечет неравномерность износа.
Применение несовместимых покрышек также негативно сказывается на работе остальных узлов автотранспорта. Особенно тормозной системы и подвески. Чрезмерная нагруженность одной или нескольких автошин приводит к деформации запчастей. В итоге подвеска выходит из строя раньше. Неравномерный износ также приводит к вибрациям, выходу из строя тормозных колодок и автодисков.
Выбор нагрузочного коэффициента в рамках рекомендаций изготовителя продлевает срок службы резины.
Влияние индекса нагрузки на безопасность
Покупка комплекта шин с подходящим индексом нагрузки играет огромную роль в безопасности на дорогах. Если монтировать колеса с недостаточной грузоподъемностью, при перемещении они начнут перегреваться. Постоянное движение в таких условиях приводит к деформациям резины. Со временем она начнет терять изначально заложенные в нее свойства. Любые перегрузки ведут к повреждениям, разрушениям, расслоению резины, расколу диска и повышают риск ДТП.
Примечательно, что индексы изготовителя рассчитаны на новые модели, у которых глубокий, не изношенный протектор. Но в реальной жизни водители не покупают новые покрышки каждый сезон. А показатели износа могут снижаться нелинейно. Поэтому в разрешенных значениях производители закладывают некоторый запас ресурса. Он составляет от 10% до 15%. Это значит, что в течение непродолжительного времени шина выдержит работу с превышением заявленных параметров. Но если это будет происходить постоянно, резина израсходует свой ресурс даже на маленькой скорости.
Постоянное пренебрежение допустимым нагрузочным уровнем приводит к разнообразным негативным последствиям. Самое безопасное из них – возникновение на покрышках грыж.
Что грозит за езду с несоответствующими колесами
Водитель рискует не пройти техосмотр, если размерности покрышек и дисков не отвечают утвержденным нормам, превышают их показатели. Соответствие стандарту можно проверить в руководстве пользователя или обратившись к дилеру.
В перечне условий и неисправностей, исключающих езду на автотранспорте, имеется пункт 5.4. Он включает автошины, не соответствующие модели автомобиля по размерности либо допустимой нагрузке.
Рекомендуемые параметры также можно найти на этикетке. Она располагается на стойке водительской двери. Если параметры предельной скорости и нагруженности установленных колес не отвечают указанным, на этом основании могут отказать в прохождении технического осмотра.
Как выбрать индекс нагрузки для вашего автомобиля
Выбор индекса грузоподъемности и скорости должен отвечать реалистичным эксплуатационным условиям. Далеко не всегда целесообразно брать покрышки с самыми высокими значениями.
При покупке авторезины нужно исходить из таких критериев:
- учитывать технические особенности конкретного автомобиля. Установка мощного в плане грузоподъемности комплекта на машину с низкими техническими характеристиками не даст ожидаемого эффекта;
- делать выбор в пользу рекомендованных изготовителем параметров. Производитель дает советы относительно своей продукции не просто так. Все параметры тщательно просчитывают при разработке. А после выпуска комплекта – проверяют его по ряду критериев;
- дополнительно ориентироваться на сезонность и манеру езды. Если, например, ездить динамично и агрессивно, с частыми притормаживаниями и разгонами, колеса испытывают гораздо большую нагрузку;
учитывать тип и состояние дорог, по которым приходится перемещаться чаще всего. Если это некачественные дорожные полотна с ямами, ухабами, выбоинами, нагрузки возрастают в разы.
Эксперты настоятельно просят не выбирать автошины, у которых:
- скоростной индекс ниже рекомендуемого;
- индекс нагрузки ниже допускаемого изготовителем;
- оба показателя гораздо выше параметров машины.
Учет климата и дорожных условий
При выборе комплекта обращать внимание важно также на сезонность. Нагрузочные коэффициенты для зимних, летних и всесезонных вариантов отличаются.
По словам экспертов, выбор автошин с более низкими параметрами особенно опасен для летних моделей. При высокоскоростной езде поведение резины становится непредсказуемым. Комплект сильно изнашивается, путь торможения существенно увеличивается. Колеса быстрее нагреваются при передвижении. А если они перегреваются, то могут даже разорваться.
Ставить неподходящие зимние покрышки чуть менее рискованно, но протектор тоже быстро изнашивается в таких условиях. Меняется также поведение автомобиля. А в холодный сезон колесам приходится решать больше задач, чем летом. Нужно удерживать зацепление с ледяными или заснеженными поверхностями, с сухим или мокрым асфальтом. Если на дорогах появляется слякоть, резина должна своевременно отводить из контактной зоны влагу, грязь, снежные массы. К тому же тормозной путь обычно увеличивается зимой. Все эти сложные условия эксплуатации предполагают повышение нагрузок на колеса. А если они вдобавок не соответствуют по грузоподъемности, то выходят из строя значительно раньше, чем должны.
При покупке автошин также следует учитывать, что в России немало дорог с ухабами и ямами. А они всегда увеличивают нагрузки.
Индекс нагрузки и скорость: как связаны
При перемещении на автопокрышки воздействуют разные факторы. Так, сильно влияют друг на друга индексы нагрузки и скорости. Ведь чем больше нагружена машина, тем медленнее она будет двигаться. И напротив – автомобиль с низкой весовой нагрузкой способен развивать большие скорости.
Индексы указывают на боковине – они располагаются рядом. Коэффициент грузоподъемности привязан к предельной скорости. Но наибольшая нагрузка на резину при максимальной скорости является очень рискованным вариантом езды. До крайних значений лучше не доходить.
Изготовители закладывают в расчет небольшой ресурс – на случай критичных ситуаций. Однако пользоваться им регулярно небезопасно.
Скоростные показатели наносят на боковину латинскими буквами от J до Y. J означает, что покрышка рассчитана на 100 км/ч. И это максимум. А колесо Y — на 300 км/ч. Если на резине пишется S либо T – быстрее 180 или 190 км/ч передвигаться не рекомендуется.
При несоблюдении рекомендуемого скоростного режима колеса начинают быстрее истираться, на них появляются деформации, уменьшающие срок службы.
Вопросы и ответы
Как шинам присваивают определенный индекс?
Это делают еще на стадии производства резины. К тому же эксперты регулярно тестируют покрышки в разных режимах эксплуатации, собирают информацию по наблюдениям, выполняют расчеты, сверяя их с практическими показателями. Обобщая эти результаты, они присваивают нагрузочные коэффициенты автошинам.
Параметры нагруженности легковушек и внедорожников обусловливаются массой пассажиров и вещей. А для определения скоростных лимитов в лабораторных испытаниях делают расчеты. При приближении нагрузки к предельной устанавливают соответствующий показатель скорости.
Например, для колес с индексом Н нагрузку нужно снижать на 3% каждые 10 км/ч. Предел нагруженности при 190 км/ч. А для покрышек W (=270 км/ч) нагрузку надо снижать на 5% каждые 10 км/ч. Но есть также варианты снизить скорость до 240 км/ч.
- Как часто следует проверять индекс нагрузки шин?
Эксперты советуют делать это при каждой замене автопокрышек. При этом любителям «загрузок под завязку» следует быть готовыми, что менять колеса придется гораздо чаще.
- Может ли индекс нагрузки влиять на расход топлива?
Его влияние – непосредственное. Так, если проигнорировать рекомендации изготовителя и поставить авторезину с более высоким нагрузочным коэффициентом, движение становится более жестким. Мотору требуется больше усилий для вращения колес. Из-за этого расходование топлива увеличивается.
Но на высокое потребление горючего влияют и другие факторы. Рассматривать ситуацию нужно в их совокупности, а не по отдельным критериям. Так, например, надо следить за давлением в шинах. Если оно не отвечает установленным нормам, расход топлива повышается.
Важно также оценить изношенность покрышек. Если она высокая, сопротивляемость качению увеличивается примерно на 20%. Мотору становится тяжелее работать. Усугубляет ситуацию дополнительная нагрузка, например, много громоздких вещей багажнике либо езда против сильного порывистого ветра.
Рекомендации по подбору индекса нагрузки
Автошины играют ключевую роль в безопасности на дорогах. Они обеспечивают контакт между машиной и поверхностью, и их состояние влияет на характеристики автотранспорта, уровень комфортности и топливную экономичность.
Почему важно не игнорировать индекс нагрузки шин? Чтобы быть в курсе предельной грузоподъемности автомобиля. Покрышки не следует перегружать. Иначе в лучшем случае они быстро сотрутся, а в худшем — возникнет вероятность ДТП.
Понимание и учет этого параметра — важный аспект выбора авторезины. При этом водители чаще обращают внимание на другие характеристики комплектов – на сезонность и типоразмер. Но лучше не исключать никакой из этих критериев. А напротив – подбирать колеса с учетом всех этих параметров. Ведь при улучшении одних свойств неизбежно снижается уровень других. Так, например, если монтировать на машину комплект с большей предельной нагрузкой, чем установлена производителем, комфортность повышается. Но вместе с ней – и расход горючего. А в дополнение ход становится очень жестким, из-за чего перегружается подвеска, могут выйти из строя ее отдельные детали и узлы.
Несоблюдение соответствия величины предельной грузоподъемности и массы машины приводит к тому, что колеса теряют изначально заложенные в них характеристики. При постоянно высокой нагруженности резина может расслаиваться, разрываться, трескаться или даже взрываться.
Коэффициент грузоподъемности напрямую влияет на безопасность, срок службы покрышек, комфортность вождения. Соблюдение рекомендаций производителя позволяет повысить эксплуатационные характеристики автомобиля и не допустить непредвиденных ситуаций в пути.
Сильно влияет на нагрузочный коэффициент предельно допустимая скорость. Но нельзя доводить обе эти величины до максимума – это весьма рискованное занятие.
Назад к списку статей