История автомобильных фар
Когда на улицах европейских городов начали появляться первые автомобили, самобеглую коляску немца Карла Бенца или вуатюретку француза Луи Рено еще никто не думал оснащать никакими осветительными приборами. В процессе дальнейшего развития к автомобилям пытались приладить керосиновые фонари, но пользы от них было мало. Ситуация кардинально изменилась с появлением ацетиленовых прожекторов или как их еще называют карбидных ламп. Они массово устанавливались на существующие в начале ХХ века транспортные средства, в том числе и на первые автомобили с подачи пионера авиации Луи Блерио.
В скором времени у карбидных фонарей появилась соперница – электрическая фара с лампой накаливания (с угольным стержнем или вольфрамовой нитью внутри), но устанавливалась она в то время только на электрокары, которые боролись с автомобилями с ДВС за право езды по дорогам всего мира. Массовое производство электрокаров велось в США ровно до изобретения электростартера в 1911 году.
Далее история автомобильного освещения шла также динамично, как развитие любого другого узла. В 1912 году автомобиль Cadillac Model Thirty в стандартной комплектации поразил общественность электроосвещением, а в 1919-ом под эгидой компании Bosch была презентована автомобильная лампа с двумя нитями накаливания, давшая возможность использовать ближний и дальний свет. По сей день этот принцип применяется в автомобильной светотехнике.
В середине 1950-х гг. французская компания Cibie выдвинула идею об асимметричном освещении дороги, позволяющем увести поток света от передних фар со встречной полосы. Позднее это правило стало нормативом для всех массовых производителей автомобилей.
Следующие метаморфозы произошли уже в начале 60-х, когда немецкая копания Hella предложила использовать свое изобретение – галогенную лампу. За счет наполненности галогенидами ее светоотдача была в 1,5 раза больше, чем у ламп накаливания.
Конструкция фар тоже менялась: Citroen Ami в 1961-ом вышел с конвейера с прямоугольными фарами, а с 1968-го автомобили Ситроен уже отличались фарами, способными менять направление света в зависимости от поворотов рулевого колеса.
Тем временем лампы накаливания не сдавались, их актуальность не пропадала до 1990-х, когда на авторынке появились ксеноновые фонари. Вместо вольфрамовой нити внутри у газоразрядных ламп наполненная инертным газом ксеноном колба. По светоотдаче ксеноновые фары опережают и обычные лампы накаливания, и галогенки. Однако ксенону не суждено было стать вершиной эволюции в мире автомобильной светотехники. В 1992 году о себе заявили светодиоды: простые, энергоёмкие и отличающиеся долгим сроком эксплуатации. К тому же их можно было «приручить», задав алгоритм светить точечно или приглушенно.
В наше время инженеры-разработчики не оставляют попыток привязать направление светового потока к взгляду водителя. Подразумевается, что специальные камеры в салоне авто будут фиксировать направление взгляда водителя и передавать сигнал непосредственно фарам. У мировых автоконцернов ведется работа по исследованию возможного применения лазерного света. К сожалению, существующие лазерные фары достаточно дорогостоящие и внедрять их пока никто не спешит. Также до сих пор особым направлением развития автомобильных фар является максимальная дальность освещения, поскольку она влияет на безопасность движения.
Назад к списку статей