Как измерить глубину протектора шины
От корректной работы протектора шины зависит непосредственное качество и безопасность движения автомобиля, комфорт водителя и пассажиров. Шинные производители не просто так уделяют большое внимание именно этой детали конструкции шин: важность протектора и его целостности невозможно переоценить. В начале XХ-го века в период зарождения автомобильной индустрии шины фактически были гладкими, со временем автопром начал работать над возможностью повышения сцепления. Огромную роль в тот период сыграли автогонки: никому не хотелось терять вложения в производство неуправляемого болида. Шины начали оснащать простой нарезкой — сначала продольными канавками, потом зигзагами, прорезями и фигурными рисунками разной глубины. Опытным путём стало понятно, что рисунок канавок значительно влияет на ходимость шин, ее управляемость, свойства сцепления и торможение. В наше время редкие экземпляры шин не имеют протекторного рисунка: только специализированные шины для спортивных гоночных соревнований на специально подготовленных треках не оснащены нарезкой.
По протекторному рисунку можно распознать специализацию шины, ее сезонность и даже автомобили, для оснащения которых она предназначена. Например, летние городские шины для легковых автомобилей отличаются минималистичным рисунком. Они будут оснащены несколькими широкими радиальными канавками, без отдельных элементов. Летние модели характеризует небольшое количество прорезей, широкие блоки в плечевой зоне с переменной шаговой нарезкой. Зато зимние модели будут оснащены рисунком из массивных фигурных блоков, зигзагообразных канавок и многочисленных ламелей. Свои отличия в протекторном рисунке имеют шины для легковых автомобилей и внедорожников, легкогрузового транспорта, разумеется, для спецтехники.
Рассмотрим классическую легковую шину для дорог общего пользования. Со временем поверхность рабочей зоны протектора истирается, глубина канавок и ламелей протекторного рисунка сокращается. Допустимой глубиной шинного протектора летних моделей производители назначили — 1,6 мм при условии равномерного износа. Для зимних шин этот порог еще выше — 4 мм. Если порог допустимого истирания пройден, шину необходимо заменить на новую, поскольку даже при бережном и аккуратном использовании она не сможет выполнять свою главную функцию — сцепление с дорожным полотном.
Распространенные виды изнашивания шин:
- пилообразный — характерен для ведущих колес и шин с крупными блоками, износ происходит непосредственно во время движения;
- с одной стороны — локальное истирание протектора говорит о проблемах с развал-схождением;
- множественный в разных местах — неисправности подвески и некорректная балансировка;
- плоский с заметной площадкой — причиной может служить длительная стоянка или интенсивное торможение;
- с двух сторон — низкое давление в шине;
- центральный — высокое давление в шине;
- полосами — шина неправильно установлена на колесный диск.
При обнаружении одного или нескольких признаков из данного списка рекомендуем немедленно обратиться в шиномонтаж и рассмотреть вариант замены шин.
Как понять, что шина уже своё отбегала?
Очень просто. Технологии не стоят на месте, и производители уже давно внедряют в дизайн протекторного рисунка специальные индикаторы остаточной глубины. Это могут быть изображения в виде капель, цифры, точки или любые другие фигурные углубления. По мере износа шины индикаторы также истираются. Ниже мы рассмотрим подробнее, какую информацию они отображают, и не забудем о возможностях альтернативного измерения глубины протектора с помощью подручных средств.
Варианты индикаторов глубины протекторного рисунка
Наиболее распространенными методами проведения измерения являются: проверка индикаторных полосок износа протектора, использование теста монеткой или измерение глубиномером. Какой бы метод вы ни использовали, вам необходимо проверить глубину протектора в различных точках по окружности шины. Вам следует использовать наименьший размер в качестве основы для принятия решения о замене шин.
-
Цифровой индикатор износа. Самая удобная из систем измерения, позволяет без подручных средств определить остаточную глубину в миллиметрах, поскольку видимые цифры — это и есть миллиметры. Числовые значения представлены четными числами, большинство цифровых индикаторов выглядят, как наборы цифр от 8 (12) до 2. Соответственно, шину необходимо заменить, когда цифра 2 становится едва заметной.
-
Измерение глубинометром. Самый точный метод измерения, поскольку позволяет провести замер в любой точке протектора.
-
Измерение с помощью монеты. Берем монету номиналом 10 рублей и ставим ее вертикально на дно дренажной канавки. Под орлом указан год чеканки монеты. Если протектор его закрывает, то глубина достаточная, если год виден частично или полностью, то остаточной глубины не хватает и шина свое отбегала. Этот метод неточный, но удобный, чтобы навскидку оценить состояние протектора шин.
-
Визуальный осмотр. Уверены, что у вас прекрасный глазомер, однако, не советуем ему полностью доверять. Когда на качество движения влияет миллиметр, лучше его зафиксировать линейкой или штангенциркулем. На глаз можно определить потертости, трещины и неравномерный износ.
Можно ли предотвратить износ шин?
К сожалению, нет. Как бы вы не ухаживали за шинами, рано или поздно протекторный рисунок всё равно сотрётся. На его него влияет состояние автомобиля, манера вождения, соблюдение регламента нагрузки на каждое колесо, качество дорожного покрытия и многое другое. Не забудьте, что водитель ответственен не только за собственную жизнь, но и косвенно за жизнь других участников движения, поэтому вовремя расстаться со старыми шинами и заменить их на новые — самое верное решение.
Назад к списку статей