Как определить износ летних шин
Начался сезон смены резины. Но перед тем, как убрать зимние шины на хранение, а летние установить на автомобиль, нужно проверить — не изношены ли они. Стоит внимательно оценить их состояние, так как оно определяет безопасность на дорогах в будущем сезоне. Пренебрежение этой проверкой оборачивается неприятностями – от критических ситуаций на мокрых дорожных полотнах до потери управляемости.
Содержание:
- Чем опасна изношенная летняя резина
- Какой допустимый износ летних шин для легкового автомобиля
- Причины и виды износа протектора летних шин
- При каком износе меняют летние шины
- Как можно продлить срок службы летних автошин?
- Как определить износ летних шин легкового автомобиля
- Как понять, что летние шины износились, если на них нет индикаторов?
- Как понять, что летняя резина износилась: дополнительные параметры
Чем опасна изношенная летняя резина
Изношенная летняя резина представляет серьезную угрозу безопасности на дороге. Она может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Характеристики любой автошины определяются рисунком протектора. Он включает ламели, блоки и канавки. Именно протектор обеспечивает необходимое зацепление машины с дорожным полотном, формируя контактную площадку. Канавки и ламели отвечают за освобождение пятна касания от воды в дождь. Так сводится к минимуму эффект аквапланинга — когда между колесом и дорогой образуется водяная прослойка, из-за чего покрышка начинает скользить по поверхности воды, теряя контакт с поверхностью.
При эксплуатации беговая часть колеса подвергается естественному износу, поэтому первоначальные характеристики комплекта для лета постепенно ухудшаются. Так, со временем глубина рисунка протектора уменьшается до критического уровня. Тогда покрышка теряет способность эффективно функционировать. Выражается это в нескольких аспектах.
- Ухудшение сцепки с дорогой. При сильном износе протектора на летней резине водоотводящие канавки становятся меньше. Они перестают эффективно удалять воду из зоны контакта, возникает аквапланирование. Автомобиль становится неуправляемым из-за водяной пленки. Чем меньше остаток протектора, тем при меньшей скорости и глубине лужи возникает этот опасный эффект. Но даже на сухом асфальте изношенный комплект обеспечивает меньшее сцепление, что ухудшает управляемость в поворотах.
- Увеличение тормозной дистанции. Путь торможения обусловливается степенью изношенности протектора. Чем меньше его глубина, тем большее расстояние потребуется автомобилю для полной остановки. В экстренной ситуации это может стать критическим фактором, определяющим, избежит ли машина столкновения. Исследования показывают, что разница в тормозной дистанции между новой и изношенной летней резиной может составлять несколько метров. А это эквивалентно длине автомобиля.
- Повышенный риск проколов и повреждений. Со временем авторезина теряет эластичность, становится более подверженной различным повреждениям. На старых шинах чаще появляются трещины, порезы, вздутия. А удары о ямы и бордюры могут привести к серьезным проблемам, вплоть до разрыва покрышки. Внезапные проколы при высокоскоростной езде зачастую влекут потерю управления, из-за чего случаются дорожно-транспортные происшествия.
- Ухудшение управляемости. Старая резина со стертым протектором негативно влияет на управляемость машиной. Автомобиль становится менее предсказуемым в поворотах, особенно на мокрых от дождя поверхностях. Кроме того, увеличивается склонность к заносам и пробуксовке. В таких ситуациях водителю приходится прилагать больше усилий для удержания автотранспорта на траектории. Это повышает утомляемость, негативно сказывается на безопасности передвижения.
Примечательно, что Правила дорожного движения устанавливают нормы износа авторезины, за нарушение которых предусмотрены штрафные санкции. Чтобы избежать этого, необходимо следить за допустимым уровнем износа. Для летних колес он составляет 1,5–2 мм, точное значение обычно указывает производитель.
Любая шина служит в среднем 5–7 лет. Однако на этот период влияют стиль езды и уход за автомобилем. Резкое вождение, игнорирование проблем с подвеской или балансировкой, несоблюдение установленных норм давления в колесах сокращают срок их службы.
Какой допустимый износ летних шин для легкового автомобиля
Летние покрышки характеризуются более твердой резиносмесью по сравнению с зимними экземплярами. У колес для теплого сезона также меньшая глубина протектора — она составляет от 6 до 8 мм. Это обусловлено тем, что летним автошинам не надо противостоять резким колебаниям температур и значительным различиям в дорожном покрытии во время одной поездки, как это бывает зимой – снег, лед и асфальт. Чтобы компенсировать негативное влияние метеоусловий, достаточно мелких ламелей, эффективно отводящих воду и грязь.
Примечательно, что у спортивных авто высота протектора начинается от 12 мм, а для внедорожников этот показатель увеличивается еще на 5 мм.
Знать, какой износ летней резины допустимый, обязан каждый водитель. Критический показатель составляет 1,6 мм. Если эта величина меньше — пользоваться такой резиной нельзя. Игнорирование этого требования влечет штрафы, а также ставит под угрозу жизнь водителя, как и других участников дорожного движения.
При этом многие производители автопокрышек считают, что недальновидно полагаться исключительно на законодательный минимум. Эксперты утверждают, что оптимальная глубина протектора должна быть значительно выше 1,6 мм. Связано это с тем, что эффективность колеса в плане отводе воды и зацепления с дорогой постепенно снижается в ходе эксплуатации. Тесты показывают, что уже при глубине протектора менее 3 мм путь торможения на влажном покрытии значительно увеличивается. А при максимальном износе летних шин в 1,6 мм резко возрастает риск аквапланирования.
Протекторный узор должен быть отчетливо различим. В противном случае снижается эффективность сцепки колес с дорогой, покрышки не справляются с отводом воды и грязи из зоны контакта.
Причины и виды износа протектора летних шин
Существует несколько типов и степеней износа летней резины, обусловленных различными факторами. Рассмотрим основные из них.
- Стандартный — такой износ возникает в процессе нормальной эксплуатации машины. Он свидетельствует о надлежащем хранении автошин, оптимальном состоянии подвески.
- Центральный — возникает при избыточном давлении в резине. Когда оно выше нормы, покрышки затвердевают, из-за чего контакт с дорожным полотном происходит преимущественно в центре колеса.
- Двусторонний — характерен для эксплуатации автомобиля с недостаточным давлением в шинах. В таких ситуациях основная нагрузка приходится на края покрышки. Площадь пятна контакта увеличивается, а силы концентрируются в его боковых частях.
- Односторонний — возникает при нарушении углов установки колес. Усиленная истираемость с внутренней стороны резины указывает на отрицательный развал, а с внешней — на положительный. Причиной также могут быть некачественные диски.
- Пятнистый — свидетельствует о дисбалансе колес. Пятна появляются в разных частях шин. Для устранения этой проблемы в большинстве случае требуется диагностика элементов подвески, но дело может быть также в нарушении балансировки.
- Неравномерный на одной оси — когда одна покрышка изнашивается быстрее другой. Причиной может быть разница в дате производства, но также рекомендуется проверить правильность схождения колес.
- Чешуйчатый или зубчатый — появляется из-за регулярных перегрузок. В худших случаях он приводит к разрыву основы каркаса, который со временем становится заметен снаружи.
- Пилообразный — обычно проявляется на блочном рисунке протектора ведущей оси. Причинами становятся плохое состояние дорожного полотна, неправильный угол схождения колес.
- Острые края с одной стороны переднего колеса — появляются вследствие небрежного стиля вождения или при постоянном перемещении по некачественным дорожным покрытиям.
Примечательно, что локализация изношенности также обусловливается конструкцией автомобиля. Например, у машин с задним приводом передние колеса больше истираются по краям, а задние — в центре.
Следует учитывать, что автомобильные шины изнашиваются не только от трения о дорожное покрытие. Климат, грязь, пыль, химические вещества и сильные нагрузки также негативно влияют на свойства колес. В итоге авторезина становится жесткой, покрывается сетью мелких трещин. Из-за этого ее свойства теряются, становится сложнее управлять машиной с такими покрышками.
При каком износе меняют летние шины
Законодательно установленный минимальный остаток протектора для летних комплектов составляет 1,6 мм. Эксплуатация автошин с меньшей глубиной противозаконна и крайне опасна. На влажной дороге эффект аквапланирования возникает гораздо раньше при низком протекторе, что приводит к сложностям с управлением машиной.
Срок службы летних покрышек и, соответственно, средний пробег до их износа, зависит от нескольких факторов.
- Стиль вождения. Агрессивная езда с резкими ускорениями и торможениями значительно сокращает срок службы комплекта.
- Тип автомобиля. Тяжелые машины оказывают большее давление на покрышки, что приводит к более быстрому износу.
- Качество дорог. Плохие покрытия с ямами и неровностями отрицательно сказываются на сроке службы шин.
- Давление. Недостаточное или избыточное, оно приводит к неравномерной истираемости.
- Тип покрышек. Разные модели шин имеют разную износостойкость, обусловленную составом резиносмеси и конструкцией протектора.
В среднем летние модели служат от 30 000 до 60 000 км. Однако это ориентировочные цифры. Некоторые колеса могут «ходить» и 80 000 км, а другие потребуют замены уже после 20 000 км пробега.
Как можно продлить срок службы летних автошин?
- Регулярно проверять давление. Поддерживать необходимо рекомендованные производителем показатели.
- Проводить балансировку и развал-схождение. Эти процедуры предотвратят неравномерный износ колес.
- Избегать резких ускорений и торможений. Плавная и аккуратная езда увеличивает срок эксплуатации авторезины.
- Хранить покрышки правильно. Для этого необходимо темное, прохладное и сухое место.
Допускается также периодическая смена шин местами. Она позволит равномерно распределить износ по всем колесам.
Как определить износ летних шин легкового автомобиля
Существуют различные способы оценки степени износа летней резины. Самый простой – обычный осмотр. На большинстве комплектов имеются индикаторы износа летних шин – небольшие выступы в канавках протектора. Когда он стирается до уровня индикаторов, колесо необходимо заменить.
Существует два основных типа индикаторов, предназначенных для определения степени износа автомобильных покрышек.
- Рельефные элементы или отметки, встроенные непосредственно в канавки протектора. В ходе эксплуатации машины беговая дорожка постепенно изнашивается и уменьшается. Когда высота протектора достигает уровня индикатора, это служит явным сигналом для водителя о том, что колесо достигло критического уровня износа и требует немедленной замены. Помимо основных, некоторые комплекты оснащены дополнительными, промежуточными индикаторами. Их истирание до конкретной отметки указывает на необходимость подготовки к замене резины в ближайшем будущем.
- Цифровые индикаторы износа летних шин. Они представляют собой последовательность цифр, имеющих различную глубину, что позволяет визуально оценить остаточный ресурс. Большее число соответствует меньшей глубине. Например, цифра 8 имеет наименьшую глубину, а цифра 2 – максимальную. Такая маркировка – важный показатель, отражающий соответствие покрышки законодательно установленным нормам и рекомендациям производителей. По мере использования автомобиля и естественного износа колес цифры постепенно стираются. Наиболее глубокие исчезают в последнюю очередь, сигнализируя об износе, близком к критическому.
Некоторые производители также используют изображение капли в качестве маркера риска аквапланинга. Его исчезновение предупреждает о повышенной опасности при движении по мокрой дороге.
Как понять, что летние шины износились, если на них нет индикаторов?
- Использовать штангенциркуль с глубиномером. Последний необходимо выдвинуть до упора в дно канавки протектора, а сам штангенциркуль при этом должен касаться поверхности автошины. Показания считывают на шкале. Норма износа летней резины – до 1,6 мм. Для получения наиболее точного результата измеряйте глубину от ровной поверхности дна канавки, избегая неровностей.
- Использовать монету в два рубля в качестве альтернативы. Ее помещают в канавку протектора. Если он доходит до надписи «рубль», глубина составляет примерно 4 мм. Если надпись «рубль» скрывается, показатель – около 6 мм. Если же виден только верх «венка», осталось всего 2 мм – это значение близко к критическому.
- Метод с монетой дает лишь приблизительную оценку. Он может быть полезен перед техосмотром или при покупке подержанных автошин.
Как понять, что летняя резина износилась: дополнительные параметры
Обратите внимание на:
- боковые трещины на автопокрышках. Они могут указывать на регулярную езду по бездорожью, неправильное хранение, низкое качество резиносмеси, большой срок службы или несоответствующее давление;
- выпуклости или «шишки» на боковинах – они обычно возникают из-за ударов о твердые предметы. После этого покрышку использовать нежелательно. Перемещение на вздутой резине грозит ухудшением маневренности вплоть до полной потери управления;
- углубления на протекторной части. Они свидетельствуют о проблемах с амортизацией и нарушенном развале-схождении. При обнаружении таких дефектов обращаются в автосервис для проверки и ремонта подвески;
- неравномерный износ протектора. Он может говорить об агрессивном стиле вождения и резком торможении, заносах с заблокированными колесами либо о продолжительном нахождении автотранспорта без движения в одном положении;
- торчащие нити из капрона или стали, составляющие корд. Это явный признак того, что пора менять летнюю резину на новую. Обрыв этих нитей ведет к разрушению всего каркаса колеса.
Следить надо также за геометрией резины. Если вы обнаружите деформации, например, образование «яйца» или «восьмерки», рекомендуется заменить покрышки. Это поможет сохранить подвеску автомобиля.
Даже небольшие повреждения становятся причиной внезапного прокола или разрыва колеса. Особое внимание уделяют боковинам, так как они наиболее подвержены деформациям.
Подводя итоги
Каждый водитель должен быть в курсе показателей минимального износа летних шин – это вопрос, напрямую связанный с безопасностью вождения. Пренебрежение этим параметром может привести к негативным последствиям, включая ухудшение управляемости, увеличение тормозной дистанции, повышение риска гидропланирования.
Регулярная проверка состояния автошин и своевременная замена вышедших из строя покрышек являются залогом безопасного вождения.
Законодательные нормы, регулирующие допустимый износ протектора летних шин легковых автомобилей, разнятся в зависимости от страны. В России установлен стандарт в 1,6 мм. Если глубина протектора достигает или опускается ниже этого значения, покрышка считается непригодной к эксплуатации и подлежит замене.
Существуют различные способы определить износ летней резины на легковом автомобиле. Наиболее простой и распространенный – обычный осмотр. Многие производители шин интегрируют в протектор индикаторы износа – небольшие выступы в углублениях рисунка. Когда покрышка истирается до уровня индикатора, это сигнализирует о том, что пришло время менять ее.
Более точный метод – измерение глубины протектора с помощью прибора глубиномера. Это устройство позволяет точно определить и оценить пригодность автошины к эксплуатации. Глубиномеры продают в автомобильных магазинах. Они также есть у персонала шиномонтажных мастерских.
При неравномерном износе протектора необходимо проанализировать проблемные зоны — это поможет выявить ошибки в эксплуатации:
чрезмерный износ боковых частей свидетельствует о недостаточном давлении в покрышках, из-за чего пятно контакта формируется неправильно. Это негативно влияет на устойчивость автотранспорта, а также увеличивает расход топлива;
если центральная часть износилась сильнее боковых, это указывает на избыточное давление в колесах. Иногда водители намеренно перекачивают резину— для экономии горючего. Однако итогом становится преждевременный износ автомобильных покрышек;
преимущественный износ внутренней или внешней стороны протектора является признаком неправильной регулировки развала колес. Нагрузка на них распределяется неравномерно — они завалены на один бок, из-за чего беговая дорожка активнее стирается с одной стороны. Для исправления ситуации нужно обратиться в автосервис.
Регулярная проверка состояния комплекта – это залог безопасности в пути. Не пренебрегайте простыми правилами и своевременно меняйте изношенные покрышки. Так можно не только обеспечить безопасность, но и сэкономить на топливе, а также продлить срок службы подвески.
Если ваши покрышки износились и их пора менять на новые, в шинных центрах «Иванор» вы найдете недорогую и качественную летнюю резину. Мы предлагаем большой выбор комплектов надежных изготовителей.
В нашем каталоге вы найдете летние шины Ikon, Linglong, Nexen, Pirelli, Ovation, Cordiant, Triangle. Вся резина сертифицирована. К тому же в шинных центрах «Иванор» сейчас действует спецпредложение – летние шины с бесплатным шиномонтажом.
Для заказа комплекта и уточнения подробностей набирайте наш контактный номер.
Назад к списку статей