Как разбортировать колесо автомобиля
Проблемы с автошинами – одни из наиболее серьезных, которые могут произойти в дороге. Ведь от состояния покрышек напрямую зависит безопасность эксплуатации автомобиля.
Разбортировка — это процесс снятия резины с диска. Потребность в нем возникает при замене шины или необходимости ремонта камеры. Эта процедура называется также разбортовкой. К ней прибегают при любых повреждениях автошин – проколах, порезах, разрывах, а также при сезонной замене комплекта. Обратный процесс – установки авторезины на диск – называется забортовкой.
Содержание:
- В чем сложность разбортирования колеса для водителя
- Как правильно разбортировать колеса: основные способы
- Как разбортировать колесо в домашних условиях: инструкция
- Какие инструменты понадобятся для разбортирования колеса
- Как разбортировать бескамерное колесо
- Как разбортировать колесо на шиномонтажном станке
- Частные случаи: как разбортировать колесо с камерой, кольцами, датчиком, буксатором
- Как разбортировать колесо быстро и легко: советы и лайфхаки
Разбортирование колеса – трудоемкая процедура, требующая опыта и специализированных подручных средств. Если покрышка повредилась в пути, лучше всего обратиться в шиномонтажный сервис, где устранят неисправность. Но если до него далеко или движение невозможно (например, когда покрышка полностью спустила, а компрессора нет), многие водители отдают предпочтение разбортировке колес своими руками.
В чем сложность разбортирования колеса для водителя
Разбортировать новую покрышку не составляет особого труда. Гораздо сложнее работать с автошиной, которая была в эксплуатации долго. Это обусловлено тем, что при передвижении шина прикипает к диску. Происходит это с обеих сторон. Для демонтажа необходимо отделить место «прикипания» по всей окружности. Сделать это нужно аккуратно, чтобы резина не повредилась. В этом и состоит основная трудность разбортовки колеса своими руками.
Для процесса необходимы также инструменты – молотки, домкрат, монтажные лопатки, гаечные ключи, стальной уголок. Использовать зазубренные, острые металлические предметы нельзя, чтобы не повредить покрышку.
Отсоединять резину от металла необходимо постепенно, без рывков, двигаясь по кругу. Нельзя действовать наугад – есть конкретный алгоритм. Так, начинают со стороны, противоположной от колесного вентиля.
Учитывают следующие нюансы процедуры.
- Обеспечивают чистоту площадки, где проводят демонтаж, чтобы внутрь покрышки не попали мелкие камни и другие предметы, провоцирующие разгерметизацию камеры.
- Запасаются как минимум двумя монтажными лопатками – без этих инструментов будет тяжело демонтировать резину с обода.
- Учитывают, что если водитель впервые сталкивается с необходимостью разбортировать колесо своими руками, то на демонтаж одной шины уходит 30–40 минут.
- Предварительно выбирают способ демонтажа, который обусловливается типом шины и конкретными условиями.
Существует несколько способов снять резину с диска.
Как правильно разбортировать колеса: основные способы
- Ударный способ.
Для этого метода необходимы кувалда, домкрат, уголок и пара монтажных лопаток. Процесс подразумевает отбивку автошины от диска. Отсоединению должна способствовать ударная нагрузка, идущая на весь периметр покрышки. Ту часть машины, где расположена поврежденная резина, вывешивают. Автошину демонтируют в сборе. Для удаления всего воздуха откручивают вентиль и встают на покрышку, чтобы вышли все остатки. Затем резину начинают отбивать кувалдой с обеих сторон. Под диск при этом вводят монтажные лопатки. Вместо них допускается использование уголка – его ставят в ту часть, которая противоположна расположению золотника. Необходимо вытащить кромку резины над ободом на себя. Аналогичные действия проделывают по всему периметру, а затем с другой стороной.
Чем хорош этот метод разбортовки колеса своими руками: он не требует особых навыков и специализированных инструментов. Однако есть недостатки – если не соблюдать предельную осторожность при введении уголка либо лопаток под обод, резину можно повредить. А если действовать неаккуратно, очень грубо, деформируется даже диск. Брать отвертки вместо монтажных лопаток нельзя. Тогда автошина точно повредится. Ездить на ней будет опасно.
- Разбортирование колеса домкратом.
Этот способ относят к безударным, так как он не предполагает физического воздействия на покрышку. Для этого варианта необходимы домкрат, лямка или любая плоская крепкая веревка (например, стропа для буксировки), монтировка и лом.
Покрышку снимают и укладывают под нее лом либо монтировку с веревкой, которая соединена по обоим краям. Автошину устанавливают на домкрат. Несущий упор должен быть впритык к краю обода. Лямку продевают через диск и обоими концами завязывают за домкрат. Затем начинают вращать его ручку. Резина, как правило, после всех этих манипуляций легко отходит от металла. А завязанная веревка в сочетании с нижним упором, которым служит лом либо монтировка, способствует тому, что на подъемник воздействует меньшая опрокидывающая сила. Он крепко стоит перпендикулярно шине.
Для завершения отрыва кромки разрешено наступать ногой по всему периметру. Край борта автошины выводят за диск и двигаются по окружности. В итоге автошина разбортируется.
Минус этого способа состоит в том, что можно повредить край покрышки. Этот метод требует особой осторожности. Необходимо следить, чтобы металлические и резиновые элементы не деформировались.
- Разбортировка с помощью автомобилей.
Это один из безударных способов. Более безопасный вариант, если сравнивать с ударным методом. Однако он требует больше сил и времени. Кроме второй машины, понадобится также широкая и прочная доска.
Из камеры спускают воздух. На резину кладут доску. Делают это так, чтобы ребро было впритык к ободу. Затем на нее заезжают одним колесом автомобиля. Под его весом кромка отделяется. Далее покрышку руками отрывают от металла по всей окружности, попутно наступая ногой максимально близко к зоне стыка обода и боковины резины. Эти действия необходимо проделать для обеих сторон.
Такой вариант хорош тем, что в нем нет ударных нагрузок. Но к недостаткам относится то, что автошина может прийти в негодность при допущении ошибок. Чтобы не повредить ее, эту процедуру рекомендовано выполнять с помощником – здесь важно контролировать создаваемое усилие, а также скорость наезда.
- С применением специального инструмента.
Специализированный инструментарий задействуют в сервисных центрах, на станциях техобслуживания и в мастерских, где есть разбортировочное оборудование. Станки бывают автоматическими либо полуавтоматическими.
Суть процесса состоит в том, что колесо укладывают на бортировочный стол. Для фиксации диска задействуют пневмозажимы. К нему также подводят штангу. Далее необходимо установить зазор – по нему шину отсоединяют от металла. А после этого подключают станок – он отделяет одни элементы от других.
Несмотря на то, что можно разбортировать колесо в домашних условиях, эксперты рекомендуют обращаться в автосервисы. У мастеров гораздо больше опыта, а также есть специализированное оборудование.
Во всех случаях для отделения резины от обода необходим растворитель. Используют скипидар, спиртосодержащие вещества, универсальную проникающую смазку WD-40. Ими требуется обработать места снятия на колесе, чтобы резина легче «отлипла» от диска. Когда она отсоединяется, зоны снятия вытирают насухо.
Как разбортировать колесо в домашних условиях: инструкция
Со временем покрышка «приваривается» в точке соприкосновения с ободом к металлу. Чтобы разъединить их, нужны определенные инструменты.
Для разбортировки колес своими руками кромку резины извлекают из диска. Сделать это необходимо по всей окружности с обеих сторон. Понадобятся монтировка, уголки, большие гаечные ключи, лопатки для монтажа, домкрат, тяжелая кувалда.
Пошаговая инструкция по демонтажу покрышки.
- Снять колесо с машины.
- Полностью спустить его.
- Взять стальной уголок и расположить его между ободом и резиной.
- Начать процедуру со стороны, противоположной золотнику.
- Медленно, плавными движениями снять колесо с диска, слегка придавливая его.
- Изъять камеру, как только вся сторона покрышки будет снаружи.
При разбортировании колеса важно очистить его от загрязнений. Иначе нормально забортировать шину обратно не получится. Она будет прилегать неплотно из-за налипших частичек грязи и пыли, а также спускать воздух.
При ударном методе разбортировки уголок скругляют или затупляют – острыми предметами работать с покрышкой нельзя. Так увеличивается риск ее повреждения.
Если опыта в разбортировании колеса вручную нет, важным фактором становится время – на процедуру может уйти несколько часов. Необходимо соблюдать также предельную аккуратность, чтобы не повредить покрышку или диск.
Какие инструменты понадобятся для разбортирования колеса
Из инструментов для разбортировки колес своими руками требуются: надежный домкрат, гаечные ключи, монтажные лопатки. Пригодится стальной уголок, но его края должны быть затупленными. Острые предметы использовать нельзя. Применение прутов, отверток, приспособлений с зазубринами может привести к серьезным повреждениям автопокрышек.
Как разбортировать колесо на шиномонтажном станке
Шиномонтажный станок – это основное оборудование автосервисов, которое позволяет устанавливать и снимать шины. Его используют также для контроля регулирования давления в покрышках. Чтобы правильно разбортировать колеса, мастер должен хорошо понимать устройство оборудования, знать специфику его эксплуатации.
Станок снабжен поворотным столом, зажимами для крепления автодисков и лапкой для бортировки. Им управляют с помощью пульта либо педалей. У некоторых моделей предусмотрены дополнительные опции. Например, «третья рука», которая упрощает работу мастера.
Колесные диски фиксируют на монтажном столе с помощью зажимов. При этом детали для легкосплавных и штампованных ободов отличаются. Рабочую головку устанавливают на расстоянии 2–5 мм от автодиска. Проверяют зазор – во избежание повреждений при вращении. Верхний борт поддевают, чтобы разместить его на рабочей головке, а стол запускают нажатием педали. Он начинает вращаться. То же самое проделывают для нижнего борта. Упростить процедуру позволяет монтажная паста.
Автоматические станки с пневмоприводом работают гораздо быстрее, чем полуавтоматическое оборудование. Но любое оснащение нельзя перегружать. Чтобы продлить его срок службы, необходимо регулярно проводить техобслуживание и пользоваться качественными пластиковыми накладками, расходными материалами.
Как разбортировать бескамерное колесо
Многие производители делают легковые покрышки бескамерными. Их основная особенность – в отсутствии камеры. Внутрь таких моделей наносят 2 мм каучука, а борт обвивают мягкой резиной. Герметизирующий слой получается привулканизированным к внутренней поверхности. Поэтому шина не пропускает воздух.
У бескамерных образцов круглый выступ, обхватывающий борт с обеих сторон. Такая конструкция гарантирует герметичность соединения.
Для «бескамерок» подходят все основные методы разбортовки. Однако такие шины «прикипают» сильнее, чем камерные. При использовании ударного способа риск повреждений увеличивается. Поэтому эксперты советуют задействовать метод с домкратом как более безопасный.
Если в дороге произошел прокол, можно воспользоваться ремкомплектом для такого типа покрышек. Допускается также поставить внутрь камеру, чтобы добраться до шиномонтажного сервиса.
Из-за отсутствия разделения «бескамерки» на шину и камеру разбортировку делать сложнее. Такая конструкция подразумевает наличие хампов – выпуклых областей по краям резины. Для демонтажа необходимо буквально сорвать автошину с посадочного места. Для этого лапы приспособления из ремкомплекта нужно завести за хамп, чтобы резина начала отжиматься от обода. Манипуляции выполняют по кругу. Борт из-за хампа выводят с помощью монтажек.
Частные случаи: как разбортировать колесо с камерой, кольцами, датчиком, буксатором
У камерных моделей внутри размещена камера, наполняемая воздухом. При разбортовке колеса своими руками необходимо учитывать важный нюанс. Сосок является частью камеры – его нельзя повреждать, чтобы не пришлось покупать новую.
Борт такой резины прилегает к ободу менее плотно, по сравнению с «бескамерками». Но это лишь упрощает разборку покрышки, так как резина прикипает к диску не так сильно.
Автошину снимают при помощи домкрата. Через ниппель спускают воздух. Места контакта металла с автопокрышкой прожимают. Разбортировку начинают со стороны напротив золотника. Для этого уголок помещают в зазор между покрышкой и стальным ободом. На инструмент аккуратно надавливают лопатками для монтажа. Когда разбортируемая сторона оказывается снаружи, камеру вытаскивают.
Еще один частный случай – когда на авторезине установлен буксатор. Это приспособление притягивает резину к диску и во время езды не дает ей поворачиваться. Устройство состоит из болта и прикрепленной пластины, которая размещается между ободом и автошиной, напротив золотника.
Для разбортировки колеса с буксатором своими руками потребуются:
- мыльный раствор;
- ключ для ослабления гаек;
- 2–3 монтажных лопатки.
Выкручивают золотник ниппеля, чтобы спустить шину. Гайки крепления соска камеры и крепления буксатора ослабляют. Важно не откручивать их полностью. Болт вдавливают пальцем, чтобы освободить колесо от буксатора. Гайки не снимают, чтобы он не провалился внутрь целиком.
Резину продавливают ногами, чтобы создать нужное давление на борт. Края шины отсоединяют от обода и обрабатывают мыльным раствором. Так покрышка начинает скользить по металлу, а когда высыхает – не проворачивается.
Конец монтировки тоже смачивают в мыльной воде. Его вставляют между краем диска и покрышки. Но нельзя загонять инструмент внутрь глубоко, чтобы не повредить камеру. На монтажку надавливают, чтобы край резины вывести над ободом. Аналогичным образом расставляют другие монтажки. Между ними допускается расстояние около 20 см. После надавливания на них внешний борт полностью высвобождается. Камеру спускают, достают, находят прокол и заклеивают его.
Другой частный случай – авторезина с кольцами. Ее кладут на ровную горизонтальную поверхность. Замочную часть располагают вверху. Перед процедурой, как и в остальных случаях, воздух из шины выпускают. А вентиль «утапливают» в полость резины. На бортовое и замочное кольца наносят метки, чтобы обозначить их размещение, а также расположение балансировочных грузов, которые затем снимают.
Для демонтажа борта покрышки с посадочной полки обода между кольцами вставляют изогнутый конец монтажной лопатки. Для этого задействуют демонтажный паз на бортовом кольце. Его осаждают вниз до тех пор, пока конец второй монтажной лопатки не получится ввести рядом в появившийся зазор. Так необходимо двигаться по всей окружности обода, плавно осаживая борт, пока он не снимется с посадочной полки.
Плоский конец монтажной лопатки помещают в вырез, который располагается на конце замочного кольца. Последнее отжимают из замочной канавки диска. А второй лопаткой снизу поднимают замочное кольцо, выводя его из сцепления с ободом.
В конце автомобильные шины ставят в вертикальное положение. Вентиль «утапливают». Встают с противоположной замочной части стороны, берутся за диск и смещают его на себя. Важно, чтобы не было перекосов – борт автошины должен попасть в монтажный ручей. Верх обода тянут на себя и вынимают диск из покрышки.
Некоторые автомобильные шины имеют датчики давления. Такие устройства сигнализируют об изменении величины, отправляя данные на бортовой компьютер. Контрольно-измерительные приборы не являются серьезным препятствием для демонтажа автошин. Главное – соблюдать меры предосторожности.
Нюансы бортировки автопокрышек с датчиками:
- лапу станка заводят со стороны, противоположной датчику;
- при прокручивании резины следят, чтобы она не давила на прибор;
- монтажное устройство при перекидывании наружного борта располагают в 15–20 см после датчика;
- плавными нажатиями обод освобождают от покрышки.
Монтаж выполняют в обратном порядке. Рекомендовано качественное намыливание резины для скольжения.
Как разбортировать колесо быстро и легко: советы и лайфхаки
Опытные мастера шиномонтажных сервисов делятся советами, как правильно разбортировать колеса.
- Начинать процедуру с мытья автошины. Песок, частицы пыли, загрязнения и застрявшие камни далеко не безобидны – они усложняют процесс, мешают плотному прилеганию при забортовке.
- Предварительно заливать в бортик растворитель (скипидар, WD-40, спиртосодержащие вещества). Он размягчает прилипший материал, а еще разъедает коррозию.
- Посадочный бортик шины и короткое плечо домкрата смазывать мыльной водой для эффекта скольжения. Допускается также использование средства для мытья посуды.
- Начальной точкой демонтажа делать только ту сторону, которая находится напротив золотника.
- При замене сезонной шины выбирать такую же. Она не должна отличаться от остальных по протекторному узору и его направлению. Иначе ухудшится управляемость машины.
- При замене камерных образцов обеспечивать чистоту их внутренних поверхностей. Там не должно быть грязи.
- Позаботиться о полноразмерном запасном колесе, а также о домкрате в багажнике. С их помощью можно будет добраться до СТО в случае прокола на трассе.
Советуют также перед стартом нового сезона проверять золотники и колпачки. Если элементы повреждены, их надо тут же заменить.
Если в покрышке застрял гвоздь либо саморез, не следует его извлекать самостоятельно. При несильном проколе шину можно подкачать, чтобы доехать на ней до мастерской. Главное – убедиться, что резина по-прежнему держит давление или что воздух спускается очень медленно.
Следует помнить, что конструкция бескамерной автошины способствует более эффективному удержанию повышенного давления. Но резина и диск буквально прикипают друг к другу. Разборку в этом случае делать сложнее, по сравнению с камерным. Одно неаккуратное движение может повредить покрышку, в худшем случае – без возможности восстановления.
Назад к списку статей