Как сбросить ошибку давления в шинах
Многие водители не обращают внимания на то, как накачаны покрышки их автомобилей. Это подтверждают результаты тестирования зарубежных ученых. Но пренебрегать такой проверкой не стоит – давление в шинах является ключевым фактором, определяющим управляемость машиной и расход топлива. Повышенное и пониженное, оно зачастую становится причиной дорожно-транспортных происшествий.
Содержание:
- Индикация ошибки давления шин: как выглядит и что означает
- Какое давление шин – нормальное
- Зачем нужен датчик давления шин
- Почему датчик давления в шинах показывает ошибку
- Простые способы сброса ошибки давления в шинах самостоятельно
- Как настраивают датчики давления шин
- Советы по обслуживанию системы TPMS
Если параметры давления находятся в пределах нормы, автошины плотно прилегают к дорожному полотну всей поверхностью своего протектора. При прохождении поворотов площадь соприкосновения с покрытием меняется, но автомобиль все равно остается устойчивым.
Если давление ниже нормы, контактная зона перемещается на боковины колеса. Из-за этого шина проминается в центре. Резина начинает опираться на боковые части, что приводит к последствиям:
- увеличивается расход топлива из-за того, что резина создает большее сопротивление;
- покрышка изнашивается неравномерно, что приводит к более быстрому выходу ее из строя;
- падает управляемость авто – при высокоскоростных режимах машину начинает уводить;
- возрастает риск эффекта водопланирования – колесо не обеспечивает полного контакта с поверхностью в пятне касания.
Когда давление в шинах слишком низкое, они хуже преодолевают дорожные ямы, выбоины, неровности. А со временем на боковинах появляются грыжи. В случае мощного удара растет риск повреждения диска или разбортировки покрышки.
При превышении допустимых значений давления контактная зона смещается в центральную часть автошины. Боковины при этом не соприкасаются с дорогой, что приводит к ускоренному износу колеса. Последствия перекачанных шин такие:
- у автомобиля повышаются показатели разгона, но при этом его поведение на высоких скоростях и в поворотах становится менее предсказуемым;
- чрезмерно перекачанные покрышки могут лопнуть, если на пути встретится даже незначительное препятствие;
- накачанные выше рекомендуемого уровня колеса становятся более твердыми, из-за чего удары от неровностей дороги идут на подвеску;
- тормозной путь увеличивается, особенно на скользких поверхностях или во время дождя.
Индикация ошибки давления шин: как выглядит и что означает
Система контроля давления в покрышках называется TPMS — Tire Pressure Monitoring System. Она включает датчики на резине машины и принимающее устройство, на которые от них направляются данные, после чего информация появляется на дисплее либо на бортовом компьютере.
Система TPMS бывает опционной – ее можно купить отдельно для автомобилей, которые не оборудованы ЭБУ – электронным блоком управления двигателем.
У разных производителей систем TPMS предусмотрены разные алгоритмы инициализации ошибки контроля давления в шинах. У одних она происходит только с помощью дилерского оборудования, у других — посредством конкретных манипуляций с бортовым компьютером, у третьих — сдуванием и накачиванием резины, а у четвертых — при наборе скорости в заданном промежутке времени.
Многие системы TPMS показывают давление в каждой покрышке. При снижении допустимой нормы на отдельном мониторе активируется сигнальная лампа. Но она может быть расположена на приборной панели.
Индикация ошибки давления также может выглядеть как значок резины с восклицательным знаком внутри. А в некоторых системах лампочка дублируется звуковым сигналом. В других – помимо давления воздуха в колесах, показывается его температура, знание которой пригодится для корректировки параметров при использовании машины в разнообразных режимах.
Некоторые системы предполагают использование колпачков с цветовой индикацией. Ставят их на вентиль для подкачивания покрышки. При давлении менее 2 атмосфер появляется желтая, фиолетовая или оранжевая полоска под прозрачной крышкой колпачка. При показателях менее 1 атмосферы будет красный оттенок. А если все в норме – зеленый цвет. Но эта индикация не функционирует при движении автомобиля, поэтому по ней невозможно точно понять, какая шина спущена.
Какое давление шин – нормальное
В легковых автомобилях стандартные значения составляют от 1,9 до 2,5 бара. При этом у каждого производителя установлены свои нормы для каждой модели. В интернете можно найти сводные таблицы с этими значениями.
Официальные рекомендации есть и в машине. Их размещают на наклейках:
- на внутренней стороне крышки топливного бака;
- в бардачке;
- на боковой части водительской двери;
- на стойке кузова.
В некоторых автомобилях вместо наклеек можно найти QR-код. Если по нему перейти – открывается таблица с рекомендациями изготовителя.
Информацию о рекомендуемом давлении также указывают в сервисном руководстве по эксплуатации машины.
В некоторых случаях показатели отличаются для передних и задних автошин. Это зависит от конструкции автотранспорта. Влияет также нагрузка: чем больше пассажиров и груза в салоне, тем выше должно быть давление.
Зачем нужен датчик давления шин
Система TPMS – это датчики, установленные на каждой покрышке и объединенные в одну сеть с бортовым компьютером. Благодаря ей можно не проверять колеса перед каждой поездкой. Система делает это сама и информирует водителя о возможных неисправностях.
Датчик системы TPMS отвечает за безопасность перемещения. Если уровень давления в покрышках низкий, основная нагрузка при езде идет на боковины колеса. Контактная площадка становится хоть и больше, но резина чрезмерно нагревается и быстро изнашивается. Возрастает также риск разбортовки на ходу.
У перекачанных автошин пятно касания с поверхностью уменьшается. Из-за этого центральная часть колеса сильно изнашивается, а автомобиль становится менее управляемым. Кроме того, ухудшается устойчивость курса, становится больше тормозная дистанция, усиливается шум при передвижении.
Почему датчик давления в шинах показывает ошибку
Несмотря на то, что система TPMS имеет простое устройство и в ней легко разобраться, иногда происходит ее ложное срабатывание. Если загорелась ошибка давления в шинах, хотя с ними все в порядке, причины могут быть такими:
- помехи, создаваемые мощными источниками радиосигналов, включая линии электропередачи;
- неполадки после перезагрузки либо установки электронного блока управления;
- движение по дорогам с неровностями на больших скоростях, когда давление в колесах меняется из-за рельефа;
- неравномерный износ протектора, при котором угловая скорость изношенной части резины становится выше;
- проблемы в функционировании датчика, например, когда элемент питания сел;
- односторонняя перегрузка по осям машины, например, при перевозке объемного груза в багажнике или буксировке прицепа;
- повреждения корда автомобильной покрышки;
- неисправность датчика системы ABS либо обрыв его проводки.
Иногда ошибка низкого давления в шинах возникает после сезонной смены комплекта, на котором не установлены датчики или не инициализирована система. Такая же проблема бывает после перестановки покрышек местами. В этих ситуациях нужно заново заносить в память блока управления изменившуюся информацию.
Ошибка давления в шинах горит и тогда, когда вместо штатной покрышки установлена «запаска», в которой нет датчика системы TPMS.
Чаще всего система работает некорректно из-за неисправности датчика. Элемент можно повредить при снятии резины, в ходе шиномонтажных работ. У датчика разряжаются элементы питания, а еще есть риск его неправильно откалибровать.
Знак ошибки индикатора давления шин функционирует в нескольких режимах. Если он мигает − не выполнена начальная базовая установка. А если лампочка сначала мигает, а затем светится постоянно − это свидетельствует о том, что в колесах наблюдается потеря давления.
Простые способы сброса ошибки давления в шинах самостоятельно
При ложном срабатывании системы возникает вопрос, как скинуть ошибку давления в шинах. Универсального метода не существует, поскольку у каждой системы свои особенности. Но есть 4 наиболее распространенных варианта, как снять ошибку давления в шинах.
- Задействовать кнопку «сброс ошибки датчика давления шин». Иногда сенсорной системе необходима перезагрузка. Последовательность действий обычно расписана в руководстве по эксплуатации автомобиля или системы, если ее устанавливали отдельно. После сброса рекомендовано запустить машину и дать ей поработать около 20 минут. За это время компьютер заново откалибрует каждый датчик.
- Двигаться со скоростью 80 км/ч минимум 15–20 км. Некоторые автомобили сбрасывают информацию с датчиков на более высоких скоростях. Если поддерживать один и тот же скоростной режим в течение как минимум 15 минут, угловая скорость машины будет постоянной. Система также проверит, не меняются ли параметры давления в покрышках. По завершении движения надо будет выключить двигатель, а через несколько секунд снова его запустить.
- Отключить и снова подключить аккумулятор. Для этого минусовую клемму откручивают от контакта, включают клавишу зажигания и нажимают клаксон, чтобы снять остаточный электрический заряд. После этих манипуляций клемму надевают обратно на контакт и перезагружают бортовой компьютер. Этот вариант оптимален, если система TPMS включена в программный комплекс блока управления.
- Спустить и снова накачать покрышки. При ложном срабатывании датчика, из-за чего появляется ошибка системы контроля давления в шинах, нужно указать, что колесо пустое, а затем инициализировать его. После этого резину снова накачивают до рабочего давления. Этот метод оптимален в ситуациях, когда значок ошибки не сбрасывается после замены покрышек – зимних на летние шины или наоборот.
У некоторых машин есть свои особенности в этом плане. Например, в автомобилях Toyota после смены резины лампа горит около 50–60 километров. За это время компьютер собирает данные о технических параметрах резины. После этого значок ошибки тухнет автоматически.
Если ошибка не уходит после сброса, вероятны серьезные проблемы с системой TPMS. Как вариант – неисправен датчик. В этих ситуациях рекомендовано обратиться в автосервис для детальной диагностики.
Как настраивают датчики давления шин
Чтобы ошибка индикатора давления шин не появлялась, необходимо каждый раз после внесения изменений проводить калибровку TPMS. Проще всего с механическим контроллером – его вкручивают вместо колпачка. Никаких настроек больше не требуется.
С электронным контроллером сложнее – блок управления необходимо включить в режим обучения. После этого действуют согласно алгоритму настройки, заданному производителем. Для базовой установки системы датчики TPMS настраивают следующим образом.
- Включают зажигание, но без запуска двигателя.
- Держат кнопку SET нажатой чуть больше 2 секунд.
- Убеждаются, что при нажатой клавише SET светится сигнальная лампочка.
- Выполняют базовую установку, сопровождаемую звуковым сигналом.
- Убеждаются, что сигнальная лампа потухла.
Затем, в обычном режиме, лампочка не будет светиться.
Это основной список действий, но он может быть расширен или дополнен, так как у каждой модели автотранспорта своя специфика. Узнать детали можно в руководстве по эксплуатации.
Советы по обслуживанию системы TPMS
После замены датчиков контроля давления воздуха в автомобильных шинах нужно придерживаться несложных правил. Они помогут сохранить работоспособность новых деталей на долгое время:
- датчик системы TPMS всегда важно держать прикрученным к штоку клапана ниппеля. Это поможет его уберечь от негативного влияния влаги, химических веществ, пыли, грязи и расплавленного битума;
- заменить сердечник штока клапана на аналогичный из нержавеющей стали. Медные детали быстро разрушаются под воздействием химических реагентов и ударов;
- предотвратить попадание на датчик аэрозольного фиксатора, кондиционера для резины, силиконовой смазки и аналогичных средств. Эти вещества загустевают и блокируют работу устройства, из-за чего может появляться ошибка датчика давления в шинах.
Эксплуатация системы с соблюдением этих рекомендаций продлит срок ее службы, а также обеспечит безопасность водителя и пассажиров.
Подводя итоги
При нормальном давлении колеса соприкасаются с дорогой равномерно всем протектором. Допустимые для каждой модели автомобиля показатели указывают в сервисном руководстве и на кузове, под капотом или на двери.
Сниженное давление приводит к ухудшению управляемости машиной. У недокачанных автошин повышаются трение и сопротивление качению, что влечет постоянный перегрев. Из-за этого колеса становятся более подверженными порезам, проколам. Для ускорения будет требоваться больше усилий, поэтому горючее начнет уходить в увеличенных объемах.
Во многих автомобилях используют систему TPMS, позволяющую контролировать давление в шинах и предупреждать сбои. Если покрышки недокачанные либо перекачанные, на пульте появляется соответствующая ошибка. Но бывает, что система срабатывает ложно. После проверки оказывается, что с резиной все в порядке, а лампочка продолжает гореть. Это может раздражать, отвлекать водителя, что недопустимо в плане безопасности.
Однако во многих случаях исправить этот момент можно самому. Наиболее распространенные способы, как сбросить ошибку датчика давления в шинах.
- Проехать со скоростью от 80 км/ч в течение 15 минут.
- Сбросить показания нажатием кнопки.
- Отключить и заново подключить аккумулятор.
- Спустить и опять наказать резину.
Если все указанные выше способы не помогли справиться с проблемой самостоятельно, необходимо обратиться в автосервис. Возможно, поврежден датчик давления в шинах (при монтаже шины на колеса или в результате некорректной работы тормозной системы) либо есть другие проблемы с TPMS. В ремонтных мастерских используют диагностическое оборудование для точного определения причины неполадок.
Давление в колесах — это один из основных параметров, влияющих на управляемость автомобиля и расход горючего. Если показатели слишком высокие или слишком низкие, это может привести к аварии.
Назад к списку статей