Как сбросить ошибку давления в шинах

Многие водители не обращают внимания на то, как накачаны покрышки их автомобилей. Это подтверждают результаты тестирования зарубежных ученых. Но пренебрегать такой проверкой не стоит – давление в шинах является ключевым фактором, определяющим управляемость машиной и расход топлива. Повышенное и пониженное, оно зачастую становится причиной дорожно-транспортных происшествий.

Содержание:

Если параметры давления находятся в пределах нормы, автошины плотно прилегают к дорожному полотну всей поверхностью своего протектора. При прохождении поворотов площадь соприкосновения с покрытием меняется, но автомобиль все равно остается устойчивым.

Если давление ниже нормы, контактная зона перемещается на боковины колеса. Из-за этого шина проминается в центре. Резина начинает опираться на боковые части, что приводит к последствиям:

  • увеличивается расход топлива из-за того, что резина создает большее сопротивление;
  • покрышка изнашивается неравномерно, что приводит к более быстрому выходу ее из строя;
  • падает управляемость авто – при высокоскоростных режимах машину начинает уводить;
  • возрастает риск эффекта водопланирования – колесо не обеспечивает полного контакта с поверхностью в пятне касания.

Как сбросить ошибку давления в шинах – фото {1}

Когда давление в шинах слишком низкое, они хуже преодолевают дорожные ямы, выбоины, неровности. А со временем на боковинах появляются грыжи. В случае мощного удара растет риск повреждения диска или разбортировки покрышки.

При превышении допустимых значений давления контактная зона смещается в центральную часть автошины. Боковины при этом не соприкасаются с дорогой, что приводит к ускоренному износу колеса. Последствия перекачанных шин такие:

  • у автомобиля повышаются показатели разгона, но при этом его поведение на высоких скоростях и в поворотах становится менее предсказуемым;
  • чрезмерно перекачанные покрышки могут лопнуть, если на пути встретится даже незначительное препятствие;
  • накачанные выше рекомендуемого уровня колеса становятся более твердыми, из-за чего удары от неровностей дороги идут на подвеску;
  • тормозной путь увеличивается, особенно на скользких поверхностях или во время дождя.

Индикация ошибки давления шин: как выглядит и что означает

Система контроля давления в покрышках называется TPMS — Tire Pressure Monitoring System. Она включает датчики на резине машины и принимающее устройство, на которые от них направляются данные, после чего информация появляется на дисплее либо на бортовом компьютере.

Система TPMS бывает опционной – ее можно купить отдельно для автомобилей, которые не оборудованы ЭБУ – электронным блоком управления двигателем.

У разных производителей систем TPMS предусмотрены разные алгоритмы инициализации ошибки контроля давления в шинах. У одних она происходит только с помощью дилерского оборудования, у других — посредством конкретных манипуляций с бортовым компьютером, у третьих — сдуванием и накачиванием резины, а у четвертых — при наборе скорости в заданном промежутке времени.

Как сбросить ошибку давления в шинах – фото {2}

Многие системы TPMS показывают давление в каждой покрышке. При снижении допустимой нормы на отдельном мониторе активируется сигнальная лампа. Но она может быть расположена на приборной панели.

Индикация ошибки давления также может выглядеть как значок резины с восклицательным знаком внутри. А в некоторых системах лампочка дублируется звуковым сигналом. В других – помимо давления воздуха в колесах, показывается его температура, знание которой пригодится для корректировки параметров при использовании машины в разнообразных режимах.

Некоторые системы предполагают использование колпачков с цветовой индикацией. Ставят их на вентиль для подкачивания покрышки. При давлении менее 2 атмосфер появляется желтая, фиолетовая или оранжевая полоска под прозрачной крышкой колпачка. При показателях менее 1 атмосферы будет красный оттенок. А если все в норме – зеленый цвет. Но эта индикация не функционирует при движении автомобиля, поэтому по ней невозможно точно понять, какая шина спущена. 

Какое давление шин – нормальное

В легковых автомобилях стандартные значения составляют от 1,9 до 2,5 бара. При этом у каждого производителя установлены свои нормы для каждой модели. В интернете можно найти сводные таблицы с этими значениями.

Официальные рекомендации есть и в машине. Их размещают на наклейках:

  • на внутренней стороне крышки топливного бака;
  • в бардачке;
  • на боковой части водительской двери;
  • на стойке кузова.

В некоторых автомобилях вместо наклеек можно найти QR-код. Если по нему перейти – открывается таблица с рекомендациями изготовителя.

Информацию о рекомендуемом давлении также указывают в сервисном руководстве по эксплуатации машины.

В некоторых случаях показатели отличаются для передних и задних автошин. Это зависит от конструкции автотранспорта. Влияет также нагрузка: чем больше пассажиров и груза в салоне, тем выше должно быть давление.

Как сбросить ошибку давления в шинах – фото {3}

Зачем нужен датчик давления шин

Система TPMS – это датчики, установленные на каждой покрышке и объединенные в одну сеть с бортовым компьютером. Благодаря ей можно не проверять колеса перед каждой поездкой. Система делает это сама и информирует водителя о возможных неисправностях.

Как сбросить ошибку давления в шинах – фото {4}

Датчик системы TPMS отвечает за безопасность перемещения. Если уровень давления в покрышках низкий, основная нагрузка при езде идет на боковины колеса. Контактная площадка становится хоть и больше, но резина чрезмерно нагревается и быстро изнашивается. Возрастает также риск разбортовки на ходу.

У перекачанных автошин пятно касания с поверхностью уменьшается. Из-за этого центральная часть колеса сильно изнашивается, а автомобиль становится менее управляемым. Кроме того, ухудшается устойчивость курса, становится больше тормозная дистанция, усиливается шум при передвижении.

Почему датчик давления в шинах показывает ошибку

Несмотря на то, что система TPMS имеет простое устройство и в ней легко разобраться, иногда происходит ее ложное срабатывание. Если загорелась ошибка давления в шинах, хотя с ними все в порядке, причины могут быть такими:

  • помехи, создаваемые мощными источниками радиосигналов, включая линии электропередачи;
  • неполадки после перезагрузки либо установки электронного блока управления;
  • движение по дорогам с неровностями на больших скоростях, когда давление в колесах меняется из-за рельефа;
  • неравномерный износ протектора, при котором угловая скорость изношенной части резины становится выше;
  • проблемы в функционировании датчика, например, когда элемент питания сел;
  • односторонняя перегрузка по осям машины, например, при перевозке объемного груза в багажнике или буксировке прицепа;
  • повреждения корда автомобильной покрышки;
  • неисправность датчика системы ABS либо обрыв его проводки.

Иногда ошибка низкого давления в шинах возникает после сезонной смены комплекта, на котором не установлены датчики или не инициализирована система. Такая же проблема бывает после перестановки покрышек местами. В этих ситуациях нужно заново заносить в память блока управления изменившуюся информацию.

Ошибка давления в шинах горит и тогда, когда вместо штатной покрышки установлена «запаска», в которой нет датчика системы TPMS.

Чаще всего система работает некорректно из-за неисправности датчика. Элемент можно повредить при снятии резины, в ходе шиномонтажных работ. У датчика разряжаются элементы питания, а еще есть риск его неправильно откалибровать.

Знак ошибки индикатора давления шин функционирует в нескольких режимах. Если он мигает − не выполнена начальная базовая установка. А если лампочка сначала мигает, а затем светится постоянно − это свидетельствует о том, что в колесах наблюдается потеря давления.

Простые способы сброса ошибки давления в шинах самостоятельно

При ложном срабатывании системы возникает вопрос, как скинуть ошибку давления в шинах. Универсального метода не существует, поскольку у каждой системы свои особенности. Но есть 4 наиболее распространенных варианта, как снять ошибку давления в шинах.

  1. Задействовать кнопку «сброс ошибки датчика давления шин». Иногда сенсорной системе необходима перезагрузка. Последовательность действий обычно расписана в руководстве по эксплуатации автомобиля или системы, если ее устанавливали отдельно. После сброса рекомендовано запустить машину и дать ей поработать около 20 минут. За это время компьютер заново откалибрует каждый датчик.
  2. Двигаться со скоростью 80 км/ч минимум 15–20 км. Некоторые автомобили сбрасывают информацию с датчиков на более высоких скоростях. Если поддерживать один и тот же скоростной режим в течение как минимум 15 минут, угловая скорость машины будет постоянной. Система также проверит, не меняются ли параметры давления в покрышках. По завершении движения надо будет выключить двигатель, а через несколько секунд снова его запустить.
  3. Отключить и снова подключить аккумулятор. Для этого минусовую клемму откручивают от контакта, включают клавишу зажигания и нажимают клаксон, чтобы снять остаточный электрический заряд. После этих манипуляций клемму надевают обратно на контакт и перезагружают бортовой компьютер. Этот вариант оптимален, если система TPMS включена в программный комплекс блока управления.
  4. Спустить и снова накачать покрышки. При ложном срабатывании датчика, из-за чего появляется ошибка системы контроля давления в шинах, нужно указать, что колесо пустое, а затем инициализировать его. После этого резину снова накачивают до рабочего давления. Этот метод оптимален в ситуациях, когда значок ошибки не сбрасывается после замены покрышек – зимних на летние шины или наоборот.

У некоторых машин есть свои особенности в этом плане. Например, в автомобилях Toyota после смены резины лампа горит около 50–60 километров. За это время компьютер собирает данные о технических параметрах резины. После этого значок ошибки тухнет автоматически.

Как сбросить ошибку давления в шинах – фото {5}

Если ошибка не уходит после сброса, вероятны серьезные проблемы с системой TPMS. Как вариант – неисправен датчик. В этих ситуациях рекомендовано обратиться в автосервис для детальной диагностики.

Как настраивают датчики давления шин

Чтобы ошибка индикатора давления шин не появлялась, необходимо каждый раз после внесения изменений проводить калибровку TPMS. Проще всего с механическим контроллером – его вкручивают вместо колпачка. Никаких настроек больше не требуется.

С электронным контроллером сложнее – блок управления необходимо включить в режим обучения. После этого действуют согласно алгоритму настройки, заданному производителем. Для базовой установки системы датчики TPMS настраивают следующим  образом.

  1. Включают зажигание, но без запуска двигателя.
  2. Держат кнопку SET нажатой чуть больше 2 секунд.
  3. Убеждаются, что при нажатой клавише SET светится сигнальная лампочка.
  4. Выполняют базовую установку, сопровождаемую звуковым сигналом.
  5. Убеждаются, что сигнальная лампа потухла.

Затем, в обычном режиме, лампочка не будет светиться.

Это основной список действий, но он может быть расширен или дополнен, так как у каждой модели автотранспорта своя специфика. Узнать детали можно в руководстве по эксплуатации.

Как сбросить ошибку давления в шинах – фото {6}

Советы по обслуживанию системы TPMS

После замены датчиков контроля давления воздуха в автомобильных шинах нужно придерживаться несложных правил. Они помогут сохранить работоспособность новых деталей на долгое время:

  • датчик системы TPMS всегда важно держать прикрученным к штоку клапана ниппеля. Это поможет его уберечь от негативного влияния влаги, химических веществ, пыли, грязи и расплавленного битума;
  • заменить сердечник штока клапана на аналогичный из нержавеющей стали. Медные детали быстро разрушаются под воздействием химических реагентов и ударов;
  • предотвратить попадание на датчик аэрозольного фиксатора, кондиционера для резины, силиконовой смазки и аналогичных средств. Эти вещества загустевают и блокируют работу устройства, из-за чего может появляться ошибка датчика давления в шинах.

Эксплуатация системы с соблюдением этих рекомендаций продлит срок ее службы, а также обеспечит безопасность водителя и пассажиров.

Подводя итоги

При нормальном давлении колеса соприкасаются с дорогой равномерно всем протектором. Допустимые для каждой модели автомобиля показатели указывают в сервисном руководстве и на кузове, под капотом или на двери.

Сниженное давление приводит к ухудшению управляемости машиной. У недокачанных автошин повышаются трение и сопротивление качению, что влечет постоянный перегрев. Из-за этого колеса становятся более подверженными порезам, проколам. Для ускорения будет требоваться больше усилий, поэтому горючее начнет уходить в увеличенных объемах.

Как сбросить ошибку давления в шинах – фото {7}

Во многих автомобилях используют систему TPMS, позволяющую контролировать давление в шинах и предупреждать сбои. Если покрышки недокачанные либо перекачанные, на пульте появляется соответствующая ошибка. Но бывает, что система срабатывает ложно. После проверки оказывается, что с резиной все в порядке, а лампочка продолжает гореть. Это может раздражать, отвлекать водителя, что недопустимо в плане безопасности.

Однако во многих случаях исправить этот момент можно самому. Наиболее распространенные способы, как сбросить ошибку датчика давления в шинах.

  1. Проехать со скоростью от 80 км/ч в течение 15 минут.
  2. Сбросить показания нажатием кнопки.
  3. Отключить и заново подключить аккумулятор.
  4. Спустить и опять наказать резину.

Если все указанные выше способы не помогли справиться с проблемой самостоятельно, необходимо обратиться в автосервис. Возможно, поврежден датчик давления в шинах (при монтаже шины на колеса или в результате некорректной работы тормозной системы) либо есть другие проблемы с TPMS. В ремонтных мастерских используют диагностическое оборудование для точного определения причины неполадок.

Давление в колесах — это один из основных параметров, влияющих на управляемость автомобиля и расход горючего. Если показатели слишком высокие или слишком низкие, это может привести к аварии.


Назад к списку статей

Источник:
© msk.ivanor.ru