Какой протектор лучше для летней резины
От протектора летней резины зависит безопасность вождения в теплое время года. Например, если профиль оптимизирован для езды по асфальтированным покрытиям, а использовать его постоянно на бездорожье – шины будут гораздо быстрее изнашиваться, а в критичных ситуациях потеряют сцепление. Дополнительным преимуществом верно подобранной «беговой дорожки» выступает комфорт.
Содержание:
- Особенности протектора летних шин
- Основные типы протекторов на лето
- Факторы, которые нужно учитывать при выборе протектора на лето
- Рекомендации по выбору лучшего протектора для летней резины
- Какой должна быть глубина протектора у летних шин
- Какая высота протектора у новой летней шины
- Какой минимальный допустимый остаток у протектора летней резины
- Как измерить остаток протектора самостоятельно
Говоря о том, какой протектор должен быть на летней резине, сначала целесообразно разобраться, чем комплекты для теплого сезона отличаются от зимних шин. При производстве летних покрышек изготовители уделяют особое внимание компаунду. Поскольку колеса эксплуатируют при повышенных температурах, им приходится выдерживать дополнительный нагрев. Он неизбежен при трении о раскаленный асфальт.
В состав летних автошин включают твердый каучук. Чтобы получить хорошую износостойкость колес, его содержание доходит до 50%. В производстве задействуют натуральный и синтетический материал. Считается, что природный – более пластичный, а также дольше служит. Его задействуют во многих премиальных линейках.
Для улучшения свойств в резиносмесь добавляют другие компоненты. Например, серу, технический углерод, смолы или масла. Соотношение и количество присадок каждый бренд определяет персонально. При этом рецепты компаундов не раскрывают. Но все производители делают покрышки с высокой плотностью – именно такие нужны для лета. Твердые, жесткие модели (в отличие от мягких зимних) хорошо сцепляются с дорожным полотном. Они сохраняют форму и не «плывут» в жару.
Протектор на лето также отличается от зимнего. Ведь в холодный сезон от резины требуется хорошее зацепление со снежно-ледяными участками. Это невозможно без высоких протекторных блоков. Летом же в них нет надобности, поскольку колесам не приходится преодолевать заснеженные поверхности. Зато нужны водоотводные каналы. Это продольные дорожки на протекторе. Они выводят из контактной зоны воду, минимизируя риск аквапланирования. Так называется образование водной пленки между покрышкой и влажной дорогой, которая приводит к потере сцепления.
Особенности протектора летних шин
Выделяют 3 особенности протектора летней резины:
- Жесткость. Структуру резиновой композиции подбирают так, чтобы она была плотной и жесткой. Чрезмерно мягкие колеса теряют упругость при постоянном взаимодействии с горячим асфальтом.
- Производительность на мокрой поверхности. Летом погода бывает сухой или дождливой. Во втором случае шины должны эффективно отводить влагу из контактной зоны. Это ключевой критерий безопасности летних моделей.
- Эффективность на высокой скорости. Зимой быстро ездить далеко не всегда безопасно (скользкие покрытия, вероятность заносов). Летом таких препятствий нет. Поэтому «беговая дорожка» покрышек должна быть приспособлена к быстрой езде.
Это характеристики протекторных рисунков для лета в целом, но для более конкретных дорожных условий разработаны особые дизайны.
Основные типы протекторов на лето
- Симметричный ненаправленный. Этот узор – наиболее распространенный. Классический вариант для тех, кому нужна хорошая защита от водопланирования. Левая и правая части таких шин зеркально отображаются. Благодаря симметрии устанавливать их на диск можно независимо от направления вращения покрышки. Комплекты с симметричным ненаправленным протектором отличаются плавностью хода, сниженной шумностью.
- Симметричный направленный. Имеет V-образное строение. В сочетании с глубокими кромками оно увеличивает площадь контактной зоны. Такой рисунок эффективен на влажных асфальтированных покрытиях. Направленный узор хорошо осушает контактную площадку, способствует устойчивости на больших скоростях. Но монтировать эти покрышки необходимо в определенном направлении. Задается оно меткой Rotation.
- Асимметричный ненаправленный. Этот рисунок – универсальный. Он сочетает повышенную комфортность перемещения с хорошей маневренностью. При монтаже колес с асимметричным протектором необходимо соблюдать положение меток, задающих направление вращения и сторону шины. Надписью Outer обозначают внешнюю часть, а словом Inner – внутреннюю.
Асимметричный направленный. Обе части таких автошин отличаются, но при этом у них строгое направление движения. Его маркером служит метка Rotation. Такие комплекты устанавливают на спортивные автомобили, поскольку они хорошо справляются с высокоскоростной ездой. Но это самые дорогие экземпляры – из-за сложности производства.
Выделяют также протекторы на лето по назначению:
- H/T. Покрышки шоссейного типа. Они разработаны для уверенного перемещения по асфальту. Профиль имеет минимум защитных элементов, за счет чего такие колеса получаются легкими. Но не исключены повреждения резины, если выезжать даже на легкое бездорожье.
- A/T. Это универсальные комплекты. Они оптимальны для большинства дорожных полотен. У них одинаковая производительность на асфальте и грунтовке. У таких протекторов усиленная боковина. Она защищает от грыж и проколов, которые возможны при езде по пересеченной местности.
- M/T. Автошины для бездорожья. У них грубый, агрессивный рисунок, а защитные элементы имеют большую глубину. Это резина для разбитых дорог, глинистой и заболоченной местности, песка, гравия. На высоких скоростях на ней ездить не рекомендуется из-за низкой управляемости.
- H/P. Низкопрофильные покрышки для мощных машин. «Беговая дорожка» адаптирована к работе на высокой скорости, но в условиях бездорожья практически бесполезна из-за минимальной защиты боковин. Колеса мало шумят и обеспечивают высокий коэффициент зацепления с покрытием.
При неправильном подборе протектора на лето снижается сцепка с дорогой, колесам становится тяжелее удерживать заданный курс.
Факторы, которые нужно учитывать при выборе протектора на лето
Как главный элемент зацепления резины с дорожным полотном, протектор должен отвечать эксплуатационным условиям, климатической обстановке, манере вождения.
Как это учитывают при подборе летних покрышек:
- Тип покрытия, по которому чаще всего приходится ездить. Для регулярного перемещения по асфальту подходят комплекты Н/Т (Highway Terrain). Для умеренного бездорожья можно присмотреться к моделям М/Т (Mud Terrain). Любителям высоких скоростей подходят автошины H/P (Highway Performance) или S/Т (Sport Terrain). Последние – это скоростные покрышки, которые предназначены только для твердых покрытий. Универсальными колесами для любой местности считаются A/T (All Terrain).
- Климатические условия в регионе. Летом в сухую погоду необходима максимальная контактная площадка с дорогой. А в дождь требуется быстрое отведение воды от колес, чтобы предотвратить аквапланинг. Поэтому тем водителям, которые передвигаются по сухим асфальтированным полотнам, можно присмотреться к комплектам с менее глубоким протекторным рисунком. А тем, кто чаще сталкивается с мокрыми поверхностями, можно обратить внимание на колеса с более выраженными канавками.
- Стиль вождения, предпочтения в управлении машиной. Для экстремальной езды подходит ассиметричный протектор. Если планируется передвигаться по грунтовке либо часто выезжать на бездорожье, не стоит выбирать колеса с симметричным ненаправленным узором. Клиновидные блоки по краям забиваются влажным грунтом и осложняют езду. Ассиметричный дизайн отличается цепкостью. Но симметричные рисунки хорошо держат мокрую дорогу, а также считаются малошумными. Их выбирают для спокойной городской езды.
- Бюджет. Премиальные летние колеса обходятся недешево. Но за ними стоят серьезная научная работа и неоднократные испытания. Перед выходом на рынок крупные производители проверяют все новые экземпляры в экстремальных условиях. Но обратить внимание можно также на доступные аналоги. В основном, это китайские модели. Среди них есть сбалансированные комплекты. Качество резины из Китая в последнее время становится заметно выше.
В зависимости от того, что более актуально для водителя, следует искать покрышки с определенным рисунком.
Рекомендации по выбору лучшего протектора для летней резины
Кроме симметрии и направленности, протекторы летних шин отличаются по глубине рисунка, рельефу – он бывает гладким или агрессивным. Эти детали нужно сопоставлять с условиями эксплуатации машины.
Например, для езды по городу оптимальны комплекты с более гладким узором. Эти покрышки обеспечивают комфортную управляемость. К тому же они мало шумят.
Для тех, кто часто выезжает на бездорожье, подходят колеса с более агрессивным дизайном. Он помогает сцепляться с грунтом и другими неровными покрытиями.
Обратить внимание целесообразно также на глубину канавок и прорезей. Увеличенная, она лучше справляется с осушением контактной зоны, сводя к минимуму вероятность аквапланирования. В продаже можно найти дождевые автошины. Они разработаны для безопасной езды по мокрому асфальту. Из-за аквапланинга машина становится неуправляемой, а исключить этот эффект помогает особое строение «беговой дорожки»:
- глубокие водоотводящие каналы — из-под колес выводится больше воды благодаря их увеличенной высоте;
- V-образная форма рисунка — жидкость уходит быстрее по диагональным бороздкам, которые направлены от центра к краям;
- низкий профиль — он обеспечивает более широкое пятно касания с поверхностью, что повышает зацепление.
Дождевую резину до сих пор не относят к отдельной группе. Но некоторые бренды обозначают ее надписями Rain, Water, Aqua либо изображением зонтика. Такие шины не дают 100%-ную защиту от аквапланинга, но снижают его вероятность. При этом водители отмечают повышенную шумность этих колес, а также не самое комфортное перемещение по сухим участкам.
Повлиять на выбор также может профиль. У обычных комплектов его высота составляет 55%–75% от ширины. У низкопрофильных этот показатель менее 50%, а у сверхнизкопрофильных – на уровне 30%–35%. К высокопрофильным относят модели с показателем 80%.
Резину с низким профилем устанавливают, чтобы центр тяжести машины сместить вниз. Так улучшают устойчивость, управляемость на больших скоростях, а также при вхождении в повороты. Но у этих моделей есть недостаток – они не способны гасить удары от неровностей на дорогах. Водитель и пассажиры будут ощущать каждую кочку при передвижении. А дополнительная нагрузка пойдет на подвеску. К тому же из-за уменьшенного расстояния любое отклонение давления приведет к проколу автошины.
Высокопрофильные колеса монтируют на пикапы, внедорожники, кроссоверы. Эти комплекты подходят для езды по бездорожью, а также некачественным покрытиям. Высота авторезины надежно защищает подвеску и ее детали от ударов. Но недостаток у этих моделей есть – снижена управляемость на больших скоростях. А для установки обычно требуются диски меньшего размера.
Необходимые поведенческие особенности автомобиля дает протектор, подобранный с учетом всех этих моментов в комплексе.
Какой должна быть глубина протектора у летних шин
При покупке летней резины ориентируются также на глубину протектора. Этот параметр особенно важен при приобретении бывших в эксплуатации колес. Если прорезь по глубине очень мелкая, такие покрышки опасно использовать.
Какая глубина протектора на новой летней резине – производитель устанавливает для каждой модели. Но есть стандартная величина. Для протектора летней резины – от 6 до 8 мм. При этом для гоночных машин и внедорожников этот показатель достигает 16–17 мм.
У зимних покрышек высота протектора больше, чем у летних. Поэтому к ним выдвигают другие требования. Если остаток зимнего протектора для легкового автомобиля станет меньше 4 мм, передвигаться на таких шинах будет нельзя.
Минимальная глубина протектора на летних комплектах указана в ПДД. Она равна 1,6 мм. Ее должны соблюдать все водители во избежание аварийных дорожных ситуаций. При игнорировании этого правила сотрудник Госавтоинспекции вправе выписать нарушителю штраф за изношенные автошины после проверки глубины остатка протектора прибором (часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ).
Какая высота протектора у новой летней шины
Наружная часть колеса неизбежно изнашивается при контакте с дорогой. Это приводит к уменьшению ее рабочей высоты. Поэтому остаточную глубину протектора надо периодически контролировать. Важно также вовремя обновлять комплект покрышек, не дожидаясь штрафов ГИБДД и потери управляемости автотранспортом.
Средняя глубина протектора новых комплектов равна 7–8 мм. Служат летние шины от 3 до 5 лет – при умеренной манере езды и среднем пробеге.
Какой минимальный допустимый остаток у протектора летней резины
В соответствии с российским законодательством, минимально допустимая глубина – 1,6 мм. При меньших значениях резина называется «лысой». Ведь характеристики покрышки определяет именно рисунок, который состоит из блоков, ламелей, канавок. Истираясь при эксплуатации естественным образом, протектор лишается качеств, которые были вначале. В итоге наступает момент, когда остаток глубины рисунка становится очень маленьким. Колеса теряют способность выполнять их функции.
«Лысая» резина плохо отводит жидкость от пятна касания, что негативно сказывается на управляемости. Передвижение на истертых шинах становится причиной неприятных дорожных ситуаций и аварий.
Примечательно, что ограничение остаточной высоты по закону составляет 1,6 мм. Но проблемы с управляемостью отмечаются уже при остатке наружного слоя в 3 мм. Поэтому лучше не дожидаться достижения критического показателя и заранее сменить комплект резины.
Как измерить остаток протектора самостоятельно
Опытные водители уже по поведению автомобиля могут определить износ покрышек. А для тех, кто еще пока не овладел таким навыком, производители разработали индикаторы износа. Они показывают остаточную глубину рисунка.
Цифровой индикатор – самый наглядный. Это числа, которые наносят краской либо выдавливают в резине. Индикатор показывает, сколько осталось миллиметров рисунка. На новом колесе можно будет увидеть всю линейку цифр. Например, от 1 до 9. Изначальной глубиной в этом случае будет 9 мм. А по мере износа выдавленные на разную глубину числа начнут исчезать. Если останутся 1 и 2, резину будет нужно поменять на новую.
Индикаторы бывают цветовыми. Такая маркировка представляет собой полосу, которая проявляется по мере износа. Чем износ больше, тем они толще. Обычно они желтые либо красные. Их возникновение говорит о том, что остаток минимален.
Некоторые производители делают на резине перемычки. Они находятся на продольных канавках. Предельно допустимый износ покрышки наступает тогда, когда перемычки сравниваются с общей поверхностью «беговой дорожки».
Индикаторами могут быть также другие знаки. Например, концерн Michelin наносит на некоторые комплекты изображение мистера Бибендума – маскота бренда. Он исчезает при достижении порогового значения.
Оценка износа с помощью индикатора – простая процедура, которая не требует особых навыков. Сначала необходимо найти значки на боковой части колеса, а затем по ним определить степень изношенности.
Если это объемный индикатор (перемычки), ориентируются на разность высоты – его и профиля. Если они равны — резину пора менять. А если высота протектора выровнялась с промежуточным индикатором – нужно быть более осторожным и пока только подготовиться к замене шин.
Если на покрышках цифровой индикатор – смотрят на самую большую из цифр. Если на колесе стерлись все числа, кроме «2», ездить еще можно. Но лучше уже готовиться к замене. А если цифра «2» пропала – использовать резину больше нельзя.
Но индикаторы есть не на всех автопокрышках. Если их нет, пользуются инструментами и подручными средствами. Протекторомер – это устройство, позволяющее измерить глубину узора с точностью до долей миллиметра. Маленький инструмент напоминает линейку с иголками. Их вставляют в канавки. Замеряют остаток с помощью шкалы на теле устройства.
Пользуются также штангенциркулем и линейками. Высоту измеряют от низа водоотводящей ложбинки до верха остатка рисунка. Но такой способ – менее точный, по равнению с протекторомером.
Если линейки под рукой нет, подойдет 10-копеечная монета. Ее помещают в канавку. Если прочитать слово «копеек» не получится — остаток равен как минимум 6 мм. Тогда менять шину не надо. Но если скроется лишь «растительный» орнамент – с заменой можно еще подождать, хотя она на подходе. А если скрыт только обод монеты – срочно нужен новый комплект.
Советы по уходу за протектором летних шин
Состояние протекторного узора определяет ходовые качества автотранспорта. Для предотвращения преждевременного износа и поддержания колес в хорошем состоянии следует придерживаться таких рекомендаций.
- Контролировать давление в шинах. Летом нежелательно перекачивать покрышки. Иначе машина станет менее управляемой, увеличится тормозная дистанция, снизится зацепление. Перекачанные шины опасны также тем, что подвергаются неравномерному износу, становятся более чувствительными к дорожным неровностям, ямам, выбоинам.
- Проверять шины на предмет повреждений. Даже микротрещина способна привести к серьезным последствиям – разрывам, грыжам. В самых сложных случаях их невозможно устранить, а от изношенной покрышки приходится избавляться, чтобы не подвергать себя опасности.
- Очищать колеса от загрязнений, камней. «Беговая дорожка» часто забивается. Когда в нее попадают мелкие камни, ухудшается сцепление с покрытием. Поэтому осмотр и очистку комплекта советуют проводить раз в 1–2 недели. Прилипшую грязь необходимо удалять тут же – когда она затвердеет, избавиться от нее будет труднее.
Соблюдение этих простых правил позволит продлить «жизнь» летним покрышкам.
Подводя итоги
Протектор — это внешний слой колеса, отлитый из резиносмеси. Его рельеф создают блоки, канавки, кромки и прорези. От этих элементов зависит сцепка с дорожным полотном. Кроме того, они избавляют пятно касания от воды во время дождя, что является главным критерием безопасности летом.
Какие функции выполняет протектор:
- гарантирует стабильность — рельефный слой поддерживает устойчивость при заходе в повороты, разгоне и замедлении;
- сохраняет сцепку с поверхностью — разные элементы «беговой дорожки» создают надежный контакт с покрытием;
- улучшает ходимость — некоторые рисунки специально разработаны для повышения проходимости в сложных условиях;
- препятствует аквапланингу — канавки отводят влагу из пятна контакта, и автомобиль не теряет устойчивости в дождь;
- поддерживают акустический комфорт — некоторые узоры снижают уровень шумности, возникающей при контакте колес с дорогой.
Лучший протектор для летней резины – это тот, который обеспечивает оптимальное сочетание управляемости, износостойкости, эффективности отвода воды. Как его выбирать?
- Учитывать дорожные условия. Для городской езды подходят экземпляры Н/Т, для умеренного бездорожья – М/Т, для высоких скоростей – H/P или S/Т, а универсальными для любой местности считаются модели A/T.
- Ориентироваться на климатическую обстановку. С редкими дождями способны справиться любые летние покрышки, но для регионов, где осадки выпадают часто, рекомендованы дождевые. У них более выраженные канавки для осушения контактной зоны.
- Принимать во внимание характер вождения. Для агрессивной манеры езды подходит ассиметричный дизайн, а для спокойной городской – симметричные рисунки. Существуют также жесткие спортивные комплекты, но для них нужны хорошие дороги.
Примечательно, что дождевую резину не относят к отдельной категории. Но некоторые изготовители маркируют такие автошины изображением зонтика, надписями Water, Rain, Aqua. Такие колеса рекомендуется иметь на случай дождя и устанавливать их, как только портится погода. В регионах, где осадки выпадают регулярно, они обеспечивают улучшенную защиту от опасного гидропланирования.
Городские (шоссейные) шины имеют менее агрессивный дизайн. Он обеспечивает комфортность, экономию горючего. Для частых поездок по грунтовке либо разбитым дорогам подходят варианты с грубым рисунком. Для регионов с переменчивой погодой актуальны летние автошины с направленным дизайном. Он эффективен одновременно на сухих и влажных участках.
Следует помнить также, какой остаток протектора допускается на летней резине – 1,6 мм. Но в действительности при приближении этого показателя к 3 мм автомобиль уже начинает хуже откликаться на команды руля.
Узнать остаточную глубину можно с помощью приборов, линейки или монеты. Но подручные средства дают не точные результаты, а лишь приблизительные.
На новых моделях высота рисунка равна 7–8 мм. При размеренной езде комплект служит до 5 лет. Продлить этот срок позволяет соблюдение простых правил – нужно очищать резину от загрязнений и камней, следить за давлением, осматривать ее на предмет повреждений – даже самые незначительные со временем приводят к необратимым последствиям.
Назад к списку статей