Куда сдать старые шины на утилизацию

Когда автомобильные шины становятся непригодными для эксплуатации, их необходимо утилизировать. Многие водители интересуются, куда выкинуть старую резину. Но необходимо учитывать, что изношенные покрышки нельзя просто выбрасывать. Проблема утилизации резины выходит далеко за рамки эстетики. А причиной тому — химический состав и структура автопокрышек.

Содержание:

Колеса изготавливают из сложной смеси каучука, текстиля, металла и различных добавок, делающих их прочными и инертными к атмосферным воздействиям. Именно эта устойчивость и превращается в проблему после того, как покрышка выходит из строя.

Куда деть старые шины — важный вопрос для всех водителей. Просто так выкидывать колеса в мусорный контейнер или оставлять на свалке нельзя. Для этого имеются веские причины.

  1. Разложение, растянутое во времени. Это чрезвычайно долгий процесс. По оценкам экспертов, резина разлагается около сотни лет. В течение всего этого периода она выделяют в почву и воду токсичные вещества. Так загрязняется окружающая среда. В ходе распада колес в естественной среде образуется резиновая пыль, вызывающая астму, аллергические реакции.

  2. Риск возгорания и токсичный дым. Складированные автошины легко воспламеняются, а тушение таких пожаров – сложная задача. Ведь при горении колеса выделяют в атмосферу ядовитые вещества — диоксины, фураны, полициклические ароматические углеводороды. Они вызывают серьезные заболевания, включая онкологию.

Внутри изношенных покрышек нередко скапливается дождевая вода. Так создается благоприятная среда для размножения вредителей, в частности, комаров, которые являются переносчиками многих опасных заболеваний. К тому же б/у колеса занимают много места на свалках, сокращая полезную площадь и затрудняя переработку других отходов.

В этой статье мы рассмотрим, куда сдать старые шины в Москве и регионах России, можно ли получить за это деньги и какие штрафы предусмотрены за нарушение правил утилизации.

Куда сдать старые шины на утилизацию – фото {1}

Какие штрафы предусмотрены за неправильную утилизацию покрышек

За несанкционированный выброс автомобильных покрышек предусмотрены штрафы. Их размер зависит от региона и категории нарушителя. В России, например, ответственность за нарушение правил обращения с отходами производства и потребления, в том числе и с резиной, предусмотрена статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В соответствии с ней, физлица обязаны сдавать изношенные колеса на утилизацию, а юрлица — еще и отчитываться об этом.

Какие штрафы применяют на практике:

  • для физлиц — от 1.000 до 2.000 рублей;

  • для должностных лиц — от 10.000 до 30.000 рублей;

  • для юрлиц — от 100.000 до 250.000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В некоторых регионах также установлены дополнительные штрафы за загрязнение окружающей среды, связанные с ненадлежащей утилизацией колес. А если при этом проверяющие организации выявят непосредственную связь между несоблюдением норм переработки отходов и загрязнением атмосферы или водоемов, ответственное за нарушение лицо может быть подвергнуто уголовному преследованию.

Куда сдать старые шины на утилизацию – фото {2}

Куда сдать старые шины бесплатно

Существуют экологически безопасные и законные способы утилизации использованных комплектов.

  1. Сдача в специализированные пункты. В России есть перерабатывающие заводы, которые принимают использованную резину. И с каждым годом их число растет. Можно найти пункты, куда сдать шины на утилизацию в вашем регионе. Помимо того, что такие организации полностью берут на себя расходы по утилизации, они могут еще и платить клиентам. В основном это символические суммы — 4–6 рублей за килограмм в зависимости от диаметра покрышки. Для сдачи на переработку нужно предварительно очистить шину от грязи, устранить масляные следы.

  2. Продажа. Этот способ оптимален для аккуратных водителей. При бережной эксплуатации и правильном хранении автопокрышек их качество снижается не сильно. И это хороший вариант, куда деть старую резину. Если старый комплект находится в надлежащем состоянии, его можно реализовать на вторичном рынке. Действуют как через перекупщиков, так и напрямую с потенциальными покупателями, например, на площадках бесплатных объявлений. Цена и скорость реализации во многом обусловливаются количеством колес — легче продать комплект, чем одну или две покрышки по отдельности.

  3. Сдача в автосервис или шиномонтаж. Список автомастерских, куда сдать б/у шины, актуально уточнить заранее, так как не все принимают колеса на утилизацию. Некоторые сервисы могут заплатить за них символическую сумму. Клиент в этом случае экономит время — ему не приходится везти отслуживший комплект до пункта приема или перерабатывающего предприятия, находящихся, как правило, за пределами городов. Иногда при сдаче шиномонтажникам б у комплекта можно получить бонусы. Например, политика некоторых компаний предполагает обслуживание без очереди, скидки на покупку новой резины или бесплатный шиномонтаж.

  4. Участие в программах по утилизации. Этот вариант оптимален для тех, кто не рассчитывает на выгоду от сдачи колес. Например, Фонд рационального природопользования запустил в 2011 году экопрограмму «Шина». Ее основная задача — сделать так, чтобы люди сдавали резину на переработку, вместо того чтобы искать, куда выкинуть старые шины. В рамках этой инициативы функционируют площадки для бесплатного приема комплектов с дальнейшей утилизацией. Работают они в течение всего года. За время реализации этой программы удалось собрать и переработать практически 3 миллиона утильных колес. Это один из лучших вариантов, куда сдать шины на утилизацию бесплатно.

Сдача б/у покрышек помогает избежать штрафов и сохранить окружающую среду. Используйте законные способы утилизации — это просто, выгодно и безопасно для природы.

Можно ли сдать изношенные покрышки так, чтобы получить за это деньги

С каждым годом число автомобилей на дорогах растет. А вместе с этим становится больше изношенной резины, нуждающейся в утилизации. Поэтому вопрос, куда деть старые покрышки, становится все более актуальным.

Перспектива заработка на утилизации непригодных для эксплуатации комплектов привлекательна. Во-первых, это способ компенсировать затраты на приобретение новых колес. Во-вторых, это возможность внести свой вклад в сохранение окружающей среды, получив за это вознаграждение. Однако процедура сдачи отслуживших шин за деньги имеет особенности и ограничения.

Известны несколько вариантов, куда сдать старую резину так, чтобы она еще принесла доход водителю. Но не все они одинаково выгодны.

Куда сдать старые шины за деньги?

  1. Отвезти в перерабатывающие компании. Некоторые фирмы, специализирующиеся на переработке авторезины, принимают б/у покрышки на платной основе. Стоимость обусловливается несколькими факторами — числом колес, их состоянием, текущим спросом на вторичное сырье. Но, как правило, перерабатывающие компании предъявляют конкретные требования к качеству резины: она должна быть без металлических дисков, не сильно загрязненной и без серьезных повреждений.

  2. Принять участие в государственных и региональных программах утилизации. В некоторых регионах действуют госпрограммы, направленные на стимулирование переработки отходов, в том числе и изношенных шин. В рамках этих проектов могут быть организованы пункты приема колес, где водители получают небольшую компенсацию за сданную авторезину. Информацию о действующих госпрограммах актуально искать на сайтах местных органов власти либо в экологических организациях.

  3. Сдать в шиномонтажные мастерские. Некоторые шиномонтажные центры принимают подержанные колеса на утилизацию за небольшие деньги или бесплатно. Но обычно есть условия, например, приобрести новый комплект в этом же автоцентре. Это удобно, с одной стороны, поскольку не нужно самостоятельно искать перерабатывающую компанию и везти туда резину. Но с другой стороны — размер вознаграждения в этом случае, как правило, невелик.

Прежде чем везти шины в перерабатывающую организацию или шиномонтажный сервис, целесообразно заранее связаться с фирмой и уточнить условия приема, а также узнать актуальные расценки, чтобы не тратить время впустую.

Куда сдать старые шины на утилизацию – фото {3}

Можно ли использовать отслужившую резину на дачном участке

Утилизация автопокрышек – это не только экологическая проблема, но и вопрос соблюдения законодательства. Иногда в поисках мест, куда выбросить старые шины, дачники приспосабливают б/у шины – украшают ими участки. Из колес создают разнообразные конструкции – садовую мебель, ограждения, клумбы, цветники. Но прежде чем воплощать эти идеи в жизнь, необходимо разобраться, насколько это правомерно.

Законодательство Российской Федерации не содержит прямого запрета на использование отслуживших автомобильных покрышек в качестве декоративных элементов или конструкций на частной территории. Однако существуют общие нормы, регулирующие вопросы охраны окружающей среды и обращения с отходами, которые надо учитывать.

Резина под воздействием солнечных лучей начинает выделять вредные вещества, так как содержит множество химических соединений, которые при нагревании или разложении загрязняют почву, воду и воздух. Экологи уточняют, что если закопать б/у покрышки, то в течение трех лет опасные токсины будут попадать в почву и грунтовые воды. А если колеса сжечь – это уже является нарушением природоохранного законодательства. В соответствии с КоАП РФ, за это предусмотрены штрафы. Размер обусловливается степенью ущерба, нанесенного окружающей среде, а также статусом нарушителя – физлицо, должностное или юридическое лицо.

В случае причинения значительного вреда окружающей среде может быть возбуждено уголовное дело по статьям 246 или 247 УК РФ. Поэтому лучше обойтись без арт-объектов из колес и найти, куда сдать старые покрышки. Если товарищество собственников жилья выявит факт несанкционированного размещения выработавших ресурс автошин, например, на мусорной площадке, оно вправе обратиться в правоохранительные органы и потребовать возмещения ущерба в судебном порядке.

Куда сдать старые шины на утилизацию – фото {4}

Как правильно утилизировать изношенную резину

Существует несколько эффективных и экологически безопасных способов утилизации отслуживших покрышек.

  1. Переработка в резиновую крошку. Этот метод наиболее распространен. Крошку используют в качестве сырья для производства покрытий для спортивных площадок, дорожных полотен, стройматериалов, резиновых изделий. Это позволяет не только утилизировать отходы, но и снизить потребность в первичном сырье.

  2. Использование в качестве топлива. Для этого изношенные комплекты сжигают на цементных заводах и тепловых электростанциях. В процессе автопокрышки выделяют большое количество энергии для производства электричества или тепла. Но этот метод требует соблюдения строгих экологических норм и специализированного оборудования.

  3. Пиролиз. Так называют процесс термического разложения резины в отсутствие кислорода. В результате пиролиза образуются жидкие и газообразные продукты. Их можно использовать в качестве топлива или сырья для химической промышленности. Это перспективный метод утилизации б/у покрышек.

Во всех этих случаях необходимо специализированное оснащение. Поэтому единственным способом правильной утилизации является обращение в пункты, куда можно сдать старые шины. Они работают в каждом регионе в рамках экологических проектов.

В некоторых случаях, если автошины находятся в относительно хорошем состоянии, можно восстановить протектор. Этот метод позволяет продлить срок службы комплекта. Но он применим только к грузовым моделям — каркасы легковых не рассчитаны на повторную эксплуатацию.

Куда сдать старые шины на утилизацию – фото {5}

Как искать пункты приема шин в Москве и других регионах России

Выбрасывать изношенные покрышки на свалку – значит, подвергать почву и воду загрязнению токсичными веществами. В Москве и других городах России есть пункты приема, куда сдать старую резину от машины. Там их забирают для безопасной утилизации по всем правилам. Но как найти ближайший пункт и убедиться, что он действительно занимается переработкой, а не просто складирует колеса на заднем дворе?

Оптимально воспользоваться поиском через интернет по ключевым словам. Для этого введите в строку разные запросы типа: «Прием шин Москва», «Утилизация шин [город]», «Пункты приема покрышек [название района]». Обратите внимание на такие моменты при выборе сайтов из результатов поиска.

  • Официальные сайты компаний по переработке. Крупные компании часто имеют собственные сайты, где указаны адреса пунктов приема, условия и стоимость утилизации.

  • Геоинформационные сервисы. Яндекс. Карты или 2GIS позволяют искать организации, по ключевым словам, фильтровать результаты по отзывам и рейтингу. Это удобно при поиске пунктов рядом с домом или работой.

  • Сайты экологических организаций. Некоторые из них ведут списки пунктов приема вторсырья, в том числе и шин. Это хороший способ найти надежных и экологически ответственных партнеров.

  • Сайты местных администраций. В некоторых регионах местные администрации публикуют информацию о программах утилизации и пунктах приема отходов.

Как убедиться в надежности пункта приема?

  1. Позвоните в пункт приема. Задайте вопросы о том, как именно они утилизируют колеса, какое оборудование используют, куда отправляют переработанное сырье.

  2. Почитайте отзывы в интернете. Если есть негативные отклики о том, что покрышки просто складируют или вывозят на несанкционированные свалки, актуально поискать другой вариант.

  3. Проверьте наличие лицензий. Утилизация отходов – это лицензируемый вид деятельности. Эту информацию можно запросить непосредственно у сотрудников пункта приема или проверить в открытых источниках.

  4. Уточните расценки на утилизацию. Сделать это актуально заранее, чтобы не было неприятных сюрпризов. Утилизация может быть бесплатной, особенно, если пункт заинтересован в получении больших объемов вторсырья.

Экологическая программа «Шина» и ее аналоги в других регионах

Горы бесхозных покрышек портят ландшафт, загрязняют почву и воду, представляют серьезную пожарную опасность. В связи с этим актуальна разработка и реализация эффективных проектов по утилизации колес. Программа «Шина», успешно реализуемая в Москве и Московской области с 2011 года, является ярким примером комплексного подхода к решению проблемы и может служить моделью для других регионов. Она охватывает мероприятия, направленные на сбор, транспортировку, переработку и утилизацию подержанной резины.

  1. Организация мест, куда можно сдать старые покрышки. Создание разветвленной сети пунктов приема подержанных колес, расположенных в удобных для населения и предприятий районах, позволяет обеспечить доступность сдачи комплектов для всех заинтересованных сторон.

  2. Стимулирование сбора автомобильной резины. С этой целью создаются инструменты, которые будут мотивировать людей сдавать подержанные автопокрышки. Например, предоставление скидок на новые колеса при сдаче старых, организация конкурсов и акций для населения и предприятий.

  3. Переработка покрышек. На таких предприятиях получают полезные продукты. Например, резиновую крошку, текстильный корд, металл. Из подержанных автошин также извлекают компоненты для асфальтовых смесей, повышающие их прочность.

  4. Утилизация колес. Наличие пунктов, куда сдать шины на утилизацию в Москве и области, обеспечивает экологически безопасное уничтожение покрышек, не подлежащих переработке. В таких местах колеса сжигают в печах с соблюдением строгих экологических норм.

Благодаря реализации программы «Шина» столице удалось значительно сократить количество несанкционированных свалок резины, снизить загрязнение окружающей среды и создать новые рабочие места в сфере переработки отходов.

Некоторые особенности утилизации:

  • диаметр колес не должен превышать 1200 миллиметров;

  • покрашенная резина на утилизацию не принимается;

  • шины вывозят после накопления 20 кубических метров — это примерно 250 легковых или 50 грузовых покрышек.

Информация о том, куда сдают б/у шины в рамках этой программы, есть на сайте «Фонда рационального природопользования».

В России также действуют другие проекты, в рамках которых создают пункты, куда сдать б/у резину. Это аналоги экологической программы «Шина». Так с 2022 года в Тульской области запущен проект «Без покрышек 71». Он предполагает создание сети площадок бесплатного приема подержанных автопокрышек на территории региона и ликвидацию несанкционированных шинных свалок. Известно, что в 2024 году на утилизацию по этому экологическому проекту отправили свыше 7500 тонн колес.

В Пензенской области программу по утилизации автошин запустил цементный завод. Пункты сбора колес появились в Пензе, на самом предприятии и в некоторых крупных селах. Эти площадки работают круглосуточно и без выходных. За утилизацию не надо платить, главное — предоставить резину в чистом виде. Ее отправляют в цементную печь с многоуровневой системой очищения воздуха. При сжигании она выделяет значительное количество энергии, сопоставимое с углем. При этом выбросы вредных веществ строго контролируют — они отвечают экологическим нормам. Это позволяет предприятию сократить потребление традиционного топлива, снизить затраты на производство и уменьшить выбросы парниковых газов в атмосферу.

Как перерабатывают изношенные покрышки

В прошлом веке отработанные колеса обычно сжигали. Это вредило экологии. Сегодня для этих целей есть печи с системами дымоочистки. Но если резина подлежит переработке с возможностью повторного использования полученных материалов, лучше задействовать этот вариант. Процесс называют рециклингом или утилизацией.

Автошина состоит из следующих основных компонентов и материалов:

  • резиновая покрышка из каучука;

  • наполнитель из диоксида кремния и сажи;

  • армирующий каркас из нитей и тканей из стекловолокна и высокопрочных синтетических полимеров;

  • бортовые кольца и корд из стали;

  • алюминиевые и твердосплавные вставки, используемые в шипованной авторезине.

Чтобы извлечь из колеса резину и металлические компоненты, его измельчают и дробят.

Что делают из переработанных автопокрышек:

  • котельное топливо для отопительных систем;

  • гидроизоляционные материалы для кровельных работ;

  • новые автошины;

  • покрытия для стадионов, детских и спортивных площадок;

  • подкладки, используемые под рельсы и шпалы железнодорожных путей;

  • наполнители для асфальтобетонных смесей при строительстве дорог;

  • бордюрные камни;

  • тротуарную резиновую плитку;

  • материалы для производства подошв обуви.

Механическое дробление и разделение обеспечивает предельный выход ценного вторичного сырья. Из колес извлекают бортовые кольца, а резину измельчают на дробильных установках. Стальной корд отделяют с помощью магнитов и отправляют на переплавку. Полученную резиновую крошку используют для спортивных площадок, резиновой плитки и в качестве наполнителя для дорожных покрытий.

Пиролиз – второй по популярности способ переработки. Колеса разрезают на фрагменты и нагревают до 500 градусов в бескислородной среде. В результате образуется жидкое пиролизное масло, используемое в качестве котельного топлива, аналогичного мазуту. Стальной корд извлекают из остатков с помощью магнитов и направляют на переплавку.

Еще один способ — сжигание в специализированных печах. При сгорании резина выделяет примерно столько же тепловой энергии, сколько и уголь. Однако сжигание должно происходить при высокой температуре в печах, оборудованных системами очистки дымовых газов, чтобы избежать загрязнения окружающей среды вредными веществами. Этот метод считается малоэффективным, так как на производство комплектов затрачивается гораздо больше энергии, чем выделяется при ее сжигании.

Низкотемпературное измельчение — шины охлаждают с помощью холодильных установок до температуры около -90 градусов. Они становятся хрупкими, что облегчает их дробление и разделение на компоненты. В некоторых установках используют жидкий азот с температурой -196 градусов. Этот метод требует дополнительного оборудования и энергозатрат, поэтому его применяют реже.

Куда сдать старые шины на утилизацию – фото {6}

Подводя итоги

Правильная утилизация автопокрышек – это важный шаг на пути к сохранению окружающей среды и улучшению качества жизни. Найти пункт приема шин в Москве и других регионах России несложно — надо воспользоваться интернетом и проверить информацию.

Ответственный подход к утилизации отходов – это вклад в будущее нашей планеты. Сдача использованных колес в специализированные пункты приема делает мир более здоровым и экологичным.

А если вы уже решили вопрос с утилизацией старого комплекта и вам нужны новые покрышки, купить шины легко в онлайн-магазине IVANOR. Мы предлагаем сертифицированную резину надежных брендов, официальными дистрибьюторами которых являемся. У нас есть зимние и летние шины, в наличии и под заказ. Менеджеры нашего шинного центра найдут лучший комплект для вашей машины с учетом дорожных условий и стиля вождения.


Назад к списку статей

Источник:
© msk.ivanor.ru