Почему шины стираются неравномерно и как этого избежать
Автомобильные покрышки — это элемент колес, ответственный за сцепку с поверхностью. Они способствуют также сглаживанию мелких дорожных неровностей. Их состояние определяет многое:
- ощущения водителя при перемещении;
- управляемость автомобиля на дороге;
- безопасность вождения в целом.
Следить за степенью истирания резины нужно регулярно. В норме шины «стареют» относительно равномерно. Но иногда водители замечают нехарактерные повреждения на покрышках. Неравномерный износ колес зачастую свидетельствует о проблемах с машиной. Последствия серьезны — сокращается срок службы шин, снижается безопасность, управляемость и комфорт – из-за увеличения пути торможения и уменьшения устойчивости автомобиля.
Содержание:
- Почему шины изнашиваются неравномерно: список причин
- Следствия и риски неравномерного износа покрышек
- Виды износа протектора
- Способы диагностики неравномерного износа
- Как избежать и предотвратить неравномерный износ покрышек
- Что делать, если неравномерно стерлись покрышки: меры исправления ситуации
Каждый комплект авторезины рассчитан на определенный срок службы. Составляет он обычно от пяти до семи лет, но повлиять на этот период могут условия использования и манера езды. В ходе эксплуатации поверхностный слой резины должен «теряться» равномерно. Но в действительности чаще происходит иначе.
Расположенные на протекторе скрытые метки-индикаторы обнажаются со временем и показывают, насколько колесо пригодно для передвижения. Они позволяют определять глубину протектора, характер и степень стирания шин. Если эти метки проявляются неравномерно, это свидетельствует о серьезных неполадках в работе автотранспорта. Подтверждением тому становятся «лысеющие» участки авторезины. Они говорят о том, что машина «подъедает» покрышки. Вероятными причинами являются неисправности подвески и нарушения кузовной геометрии, но возможны также другие варианты.
Почему шины изнашиваются неравномерно: список причин
Некоторые покрышки стираются чуть-чуть за два-три года. А другие «лысеют» прямо на глазах. В стандартных условиях эксплуатации автошины должны равномерно изнашиваться по всей плоскости протектора. Отклонения от нормы являются признаками неполадок с машиной.
Если шины стерлись всего лишь за одно лето, а на краях появились глубокие потертости, которые достигли нитей корда — нельзя откладывать визит в автосервис.
Рассмотрим подробнее причины неравномерного износа шин.
Нарушение углов установки колес (развал-схождение)
Регулярная проверка и корректировка развала-схождения, особенно после ударов о бордюры или попадания в глубокие ямы, очень важна. Это одна из самых распространенных причин, почему неравномерно стирается резина.
Некорректная регулировка развала и схождения приводит к тому, что покрышка трется о дорожное полотно под углом, вызывая односторонний износ. Зачастую это становится заметно на внутренней или внешней стороне резины.
При неправильно выставленных углах установки автошин фиксируют одностороннее, продольное гребенчатое либо поперечное гребенчатое истирание колес. Происходит оно под воздействием боковых сил.
Настройку углов установки колес проводят после любого серьезного вмешательства. Например, после замены рулевых тяг, поперечного рычага подвески, ШРУСов. При решении поставить диски другого типоразмера без этой процедуры тоже не обойтись.
При неотрегулированном развале и схождении неравномерный износ резины ведет к обнажению нитей корда. В худших случаях покрышка «выстреливает» на высокой скорости.
Определить отклонения в регулировке углов установки колес можно и без диагностики в автосервисе. При прохождении поворотов на маленькой скорости слышен скрип резины. А если на ровном участке дороги отпустить руль, машина отклоняется вбок. Для поддержания курса движения водитель вынужден удерживать руль в положении, смещенном от центра.
Неправильное давление в шинах
Если быстро стерлась резина, целесообразно проверить давление. Слишком низкое ведет к неравномерному износу покрышки, что проявляется в боковых частях. Они принимают на себя большую часть нагрузки. А очень высокое давление вызывает износ середины протектора.
Если резина накачана недостаточно, ее контактная зона с поверхностью становится больше. Из-за этого давление внутри покрышки распределяется не так, как требуется. Силы сосредотачиваются по краям пятна касания. В итоге идет ускоренный двусторонний износ плечевых областей. Быстро стираются боковины шины. Дополнительно возрастает усилие на рулевом колесе, а также горючее расходуется больше обычного.
Когда давление в колесе выше рекомендованного, нагрузка сосредотачивается в центральной части соприкосновения. Это приводит к неравномерному износу протектора шин – интенсивно стирается его середина. Автомобиль начинает подпрыгивать на неровной дороге, а при наезде на яму на покрышке может появиться вздутие. Такие повреждения зачастую не подлежат ремонту.
Низкое и избыточное давление негативно сказываются на комфорте перемещения. Поэтому рекомендовано перед каждой длительной поездкой внимательно осматривать автопокрышки, чтобы убедиться в их надлежащем состоянии. Нужно также регулярно контролировать давление в шинах с помощью приборов. Например, два раза в месяц.
Постоянная проверка и поддержание рекомендованного производителем давления в резине – простой способ обеспечить ее равномерный износ и продлить срок службы.
Превышение допустимых нагрузок
Каждая автошина имеет предел допустимой физической нагрузки. Он указан в ее маркировке. Несоответствие между выбранным комплектом и фактической нагрузкой — одна из причин, почему стираются покрышки в центральной либо в боковых частях. Характер износа определяется соотношением фактического и рекомендованного давления в колесе. Превышение ведет к одному виду стираемости, недостаток – к другому.
Если нагрузка на покрышку больше положенной, ее нагревает «лишняя» освобожденная энергия. Почему стирается резина в таких условиях:
- с повышением температуры образованные при адгезии молекулы становятся более хрупкими;
- меняется состояние резиносмеси — окислительные и термические факторы вызывают ее преждевременное разрушение.
Превышение допустимой нагрузки на колеса приводит к их деформации. Не рассчитанные на такие условия боковины шин начинают прогибаться, особенно в области пятна касания. Этот избыточный прогиб ведет к перераспределению давления по поверхности резины, создавая области с повышенной концентрацией нагрузки. Это и есть ответ на вопрос, почему стираются колеса в этих зонах.
Об износе, вызванном перегрузкой, свидетельствуют изменения в центральной части протектора. Когда давление превышает допустимое, середина колеса выпячивается, контактируя с дорогой больше, чем края. Это вызывает быстрое истирание центральных блоков. Может появиться «лысая» полоса в середине покрышки, в то время как боковины остаются относительно неповрежденными.
Однако неравномерный износ резины проявляется также в других формах — в зависимости от распределения нагрузки по осям автомобиля. Например, при перегрузке задней оси больше стирается задняя резина. Это связано с изменением углов установки колес под воздействием избыточного веса. Подвеска автомобиля, не рассчитанная на такие нагрузки, начинает работать в нештатном режиме, что ведет к изменению углов развала-схождения.
Рекомендовано равномерно распределять груз в багажнике и салоне машины, чтобы избежать концентрации нагрузки на отдельные оси. Например, если регулярно перевозить тяжести в багажнике, повышается вероятность неравномерного износа шин задней оси.
Агрессивная манера езды
Агрессивный стиль вождения, характеризующийся резкими ускорениями, торможениями и крутыми поворотами, оказывает разрушительное воздействие на автомобильные покрышки. Такая манера езды является причиной неравномерного износа резины, сокращения срока ее службы и снижения уровня безопасности на дороге.
Резкое ускорение, особенно при старте с места, заставляет колеса пробуксовывать. Процесс генерирует огромное количество тепла и приводит к быстрому стиранию протектора. Особенно деформируются покрышки ведущей оси — на них идет вся нагрузка при разгоне. Аналогично, резкое торможение блокирует шины, вызывая скольжение по асфальту. В этом случае появляются «лысые» пятна. Они ухудшают зацепление, вызывают вибрации, дополнительно нагружают подвеску.
Прохождение поворотов на высокой скорости – еще один фактор, способствующий неравномерному износу протектора шин. Наружная часть испытывает большую нагрузку, чем внутренняя. А возникающее поперечное скольжение приводит к деформациям боковин. Если регулярно входить в повороты на пределе возможностей авторезины, боковой износ становится заметным очень быстро.
При агрессивном характере управления автомобилем протекторный узор подвергается серьезным деформациям. Его блоки сжимаются, возникает эффект волочения. На поверхности «беговой дорожки» образуются неровности, повышающие уровень шумности. Дополнительно появляется статический дисбаланс. Он отрицательно влияет на комфортность, а также на срок службы деталей подвески.
Неисправность деталей подвески
В некоторых случаях стирание шин становится результатом эксплуатации автомобиля с изношенными или поврежденными элементами подвески. Проблемы с шаровыми опорами, рулевыми наконечниками, амортизаторами и сайлентблоками ведут также к появлению люфтов и вибраций.
Изношенные амортизаторы ухудшают комфорт при езде, снижают сцепление с дорогой, особенно при торможении и прохождении поворотов. В ряде случаев это приводит к потере контроля над машиной.
Сайлентблоки – это шарниры, которые соединяют различные элементы подвески. Со временем их резина трескается, что приводит к вибрациям и люфтам. Для восстановления правильной геометрии подвески требуется замена вышедших из строя запчастей.
Повреждения пружин подвески – еще одна причина неравномерного износа шин передней или задней оси. Сломанные или ослабленные элементы вызывают перекос кузова. В итоге вес на колеса распределяется неправильно.
При неравномерном износе передних шин с внутренней стороны вероятной причиной является повреждение одного из передних рычагов подвески. Его деформации вызывают едва уловимое отклонение колеса, из-за чего автомобиль немного уводит в сторону, в то время как остальные покрышки сохраняют прямолинейное движение. Проблемный рычаг заставляет резину скользить боком и тереться о дорожное полотно.
Для диагностики и ремонта подвески требуется специализированное оборудование. Самостоятельные попытки устранить сложные неисправности приводят к еще большим проблемам.
Деформация колесного диска
Геометрия автодиска нарушается вследствие ударов о бордюр, попадания в глубокие ямы или коррозии. Даже небольшая деформация обода меняет контактную зону покрышки. Нагрузка распределяется неравномерно. Одни участки колеса испытывают повышенное давление, поэтому там износ идет быстрее. Его усугубляют езда на высоких скоростях и интенсивное торможение — в обоих случаях воздействующие на шину силы возрастают многократно.
Ярким признаком неравномерного износа шин здесь становятся выступы и впадины на их поверхностях. Это свидетельствует о том, что резина испытывает чрезмерную нагрузку при каждом обороте.
Однако это не единственные возможные проблемы. Диск со смещением нарушает балансировку колеса, что приводит к вибрации, особенно заметной на больших скоростях. Автомобиль может хуже реагировать на повороты, а при экстренном торможении увеличивается тормозная дистанция.
Нарушенная геометрия кузова
Это самая опасная причина фрагментарного износа автошин. Геометрия кузова – это не эстетическое понятие, а фундаментальная основа. Она определяет правильное расположение и взаимодействие всех компонентов подвески и рулевого управления. Когда геометрия нарушена, автомобильные колеса перестают быть параллельными друг другу и перпендикулярными дорожному полотну. Возникают углы схождения и развала, превышающие допустимые пределы. Это ведет к неравномерному распределению нагрузки на покрышки.
Одни комплектующие подвергаются чрезмерному износу, а другие остаются практически нетронутыми. Привести к нарушениям геометрии кузова могут как обычные ямы на дорогах, так и серьезные аварии.
На деформированном корпусе автомобиля нельзя выполнить точную регулировку углов установки колес. В итоге машина сама «портит» покрышки.
Во всех этих случаях может наблюдаться неравномерный износ как переднего колеса, так и заднего. Игнорировать проблему нежелательно, поскольку так ситуация будет лишь усугубляться.
Особенности ведущей оси и нагрузок, которым она подвергается
Иногда водители спрашивают, почему больше стираются передние колеса. Это бывает связано с особенностями развесовки и тем, что они являются управляемыми. На переднеприводных автомобилях покрышки ведущей оси изнашиваются почти вдвое быстрее задних. Поэтому, если стерлись передние колеса, целесообразно учитывать этот момент – на ведущую ось приходится примерно шестьдесят процентов массы автомобиля, а на заднюю — около сорока. При снижении скорости передние покрышки также испытывают большую нагрузку, в то время как задние колеса только подчиняются началу процесса торможения.
Аналогичный ответ следует на вопрос о том, почему стерлись задние колеса. Такой сценарий возможен для заднеприводных машин. Это нормальный износ, связанный со спецификой эксплуатации. Но если сильно стерлись задние колеса, это также может свидетельствовать о системе курсовой устойчивости – на некоторых автомобилях она блокирует эти шины, что увеличивает на них нагрузку.
Следствия и риски неравномерного износа покрышек
Изношенные автомобильные покрышки нередко провоцируют ДТП. Ведь качество резины определяет сцепные свойства, уровень управляемости и эффективности торможения автотранспорта.
Какие риски возникают при использовании стертых комплектов:
- Снижение зацепления с покрытием. По мере уменьшения глубины рисунка протектора резина утрачивает возможность оперативно отводить воду от пятна касания. Это повышает вероятность аквапланирования – ситуации, когда покрышка теряет контакт с дорогой и скользит по водной пленке. Изношенные покрышки хуже сцепляются с поверхностью, особенно в дождь, что грозит утратой контроля над автомобилем.
- Увеличение пути торможения. Изношенным комплектам нужно больше времени и пространства для полной остановки машины. Это особенно критично в чрезвычайных обстоятельствах, требующих экстренного торможения. На мокрой дороге это расстояние становится еще больше, что повышает риск столкновения с другими автомобилями.
- Потеря устойчивости, ухудшение управляемости. Сильно изношенные покрышки ведут себя нестабильно. Автомобиль может проявлять тенденцию к «плаванию» из-за снижения точности рулевого управления. Это представляет особую опасность на больших скоростях или при сильном боковом ветре.
- Повышение риска повреждений и проколов. По мере стирания протектора шины становятся более восприимчивыми к повреждениям, включая проколы и порезы. Уменьшение толщины резинового слоя делает их более уязвимыми к дорожным условиям, а потеря структурной целостности увеличивает риск внезапного выхода колеса из строя во время движения.
- Снижение топливной эффективности. При любых неполадках повышается сопротивляемость качению, что заставляет двигатель работать с большей нагрузкой. Увеличивается расход горючего, а также изнашиваются другие компоненты автомобиля. Особенно заметно это, например, при езде с загруженным багажником.
- Нарушение устойчивости автомобиля. Несвоевременная замена изношенных покрышек ведет к дисбалансу в распределении веса машины. Из негативных последствий – снижение безопасности, произвольное изменение направления движения автотранспорта.
- Несбалансированная нагрузка на компоненты подвески. Так, например, при неравномерном износе задних шин негативное воздействие идет также на другие элементы – на амортизаторы, пружины, рулевые механизмы. Это ведет к повышенному риску неисправностей и дополнительным тратам на ремонт.
При фрагментарном износе важно определить причину, почему стирается шина. Для устранения проблемы нужно знать, какие повреждения к ней привели.
Виды износа протектора
Понимание различных видов износа колес позволяет водителю вовремя распознавать проблемы и принимать эффективные меры по их устранению.
Характер и скорость стирания комплектов определяют:
- стиль вождения;
- состояние дорожного полотна;
- давление в покрышках;
- техническое состояние автотранспорта.
- Каким бывает износ:
- равномерным — это желательный сценарий. Он указывает на то, что колеса правильно накачаны, у автомобиля все в порядке с подвеской, а водитель придерживается умеренного стиля езды. Равномерный износ говорит о сбалансированном распределении нагрузки и оптимальном контакте резины с дорогой;
- центральной части протектора — зачастую является следствием избыточного давления в колесах. Перекачанные шины имеют меньшую площадь контакта с дорогой, что приводит к истиранию центра «беговой дорожки». Они также делают езду более жесткой, снижают уровень комфортности;
- боковин — чаще всего связан с недостаточным давлением в шинах. В этом случае боковые части протектора испытывают повышенную нагрузку, что приводит к их ускоренному износу. Недокачанные шины к тому же увеличивают сопротивляемость качению, что ведет к более высокому расходу топлива;
- односторонним — при таком сценарии внутренняя сторона резины стирается больше передней или наоборот. Может указывать на проблемы с развалом-схождением колес. Неправильная регулировка углов установки колес приводит к несбалансированному распределению нагрузки и ускоренному истиранию одной стороны;
- диагональным — отличается возникновением пилообразного профиля. Характерен такой неравномерный износ для шин задней оси на автомобилях с независимой подвеской. К нему приводит износ комплектующих, а также неправильно выставленные углы установки колес;
- пятнистым – он проявляет себя как отдельные участки на протекторе с повышенным износом. Его вызывают дисбаланс колес, неполадки с амортизаторами или другие неисправности подвески. Например, дисбаланс приводит к вибрациям, которые усиливают истирание конкретных зон протектора.
Способы диагностики неравномерного износа
Для выявления неравномерного износа колес существует несколько методов.
- Обычный осмотр. Внимание обращают на ту часть покрышки, которая больше стерта. Если это одна сторона, вероятны проблемы с развалом-схождением. Если это середина, возможно избыточное давление, а если боковины – то недостаточное.
- Использование оборудования. Задействуют приборы для измерения углов установки колес, манометр для контроля давления и инструменты для измерения глубины протектора.
- Диагностика в автосервисе. Если самостоятельно определить причину чрезмерного истирания невозможно, актуально обратиться в специализированный сервисный центр для комплексной проверки.
Другие признаки неравномерного износа шин.
- Ухудшение управляемости. Машина может хуже держать дорогу, уходить в сторону при торможении или разгоне.
- Повышенный расход горючего. Неправильно изношенные покрышки увеличивают сопротивление качению.
Некоторые модели оснащены индикаторами изнашиваемости. Это вставки, помогающие определить, когда пора менять колеса на новые. Высота вставок обычно ниже, чем у протектора. Как только он сравнивается с индикаторами, это значит, что ездить на такой резине опасно.
Как избежать и предотвратить неравномерный износ покрышек
Чтобы шины служили дольше и изнашивались равномерно, рекомендовано:
- не допускать резких стартов и остановок – аккуратное и прогнозируемое вождение позволяет распределить нагрузку на автошины более равномерно;
- избегать резких поворотов – они создают повышенную нагрузку на резину и часто становятся причиной преждевременного стирания;
- избегать внезапных торможений – при таких маневрах зона скольжения в плоскости пятна касания увеличивается, а зона зацепления − уменьшается, что ведет к интенсивному износу;
- регулярно проверять давление – его превышение или недостаток приводят к концентрации сил в отдельных участках, а не равномерно по колесу, как задумано;
- не перегружать автомобиль – в таком случае резина «сплющивается», ее центр проминается внутрь, а основная нагрузка идет на боковые части.
Целесообразно регулярно проверять балансировку и развал-схождение. Эти манипуляции помогают улучшить управляемость машины.
Что делать, если неравномерно стерлись покрышки: меры исправления ситуации
Если вы заметили, что машина отклоняется от курса на ровном участке дороги, начать можно с проверки давления. Если с ним все в порядке, следует как можно быстрее обратиться в техцентр для диагностики – игнорирование проблемы приведет к ее прогрессированию и ухудшению управляемости.
Что необходимо проверить:
- развал и схождение;
- состояние подвески, всех ее деталей.
Неравномерный износ колес – проблема, которая требует решения, поскольку приводит не только к повышенным расходам на замену авторезины, но и к угрозе безопасности на дороге.
Если ваш комплект сильно изношен, актуально приобрести новый, чтобы не подвергать себя опасности. По этим вопросам легко проконсультироваться с менеджерами шинного центра IVANOR. У нас можно купить шины с сертификатами соответствия. Мы работаем с производителями колесных комплектующих без посредников и предоставляем гарантии на все модели. У нас большой выбор летних шин, что позволяет найти комплект с учетом манеры езды, дорожных условий, бюджета и типоразмера. А для удобства клиентов действует услуга шиномонтажа в Москве – записаться можно на конкретное время.
Назад к списку статей