Преимущества и недостатки ремонта шин

«Лысый» протектор, боковой порез, прокол – повод срочно ехать в шиномонтаж, чтобы поменять резину. Любые дефекты ухудшают управляемость, повышают риск разрыва шины, серьезного ДТП. Но до шиномонтажа еще нужно доехать. А тратить много на ремонт старой летней резины, которую совсем скоро менять на зимнюю, тоже не хочется. Рассказываем, в каких случаях возможен ремонт шины, насколько он безопасен и как сделать его своими руками, чтобы доехать до ближайшего шиномонтажа. 

Виды дефектов и способы их устранения

Колесо можно проколоть куском стекла или острым гвоздем, порезать при неправильной парковке или наезде на препятствие. Даже прочное изделие премиум-класса не застраховано на 100% от таких повреждений. Небольшие дефекты, например, проколы, достаточно легко устранить прямо в дороге. С крупными порезами стоит обратиться в автосервис. Специалисты восстановят целостность покрышки, оценят перспективы ее дальнейшего использования.

Следствием вовремя не устраненных порезов, проколов, вмятин на дисках часто становятся «грыжи». Вздутия на поверхности говорят о неравномерном распределении воздуха внутри. «Грыжи» могут ухудшать управляемость, заставить шину лопнуть во время движения – это одна из самых опасных ситуаций на дороге. Устранить вздутие можно, но это лишь временная мера. Долго ездить на восстановленной резине после этого не советуют. Риск взрыва все равно сохраняется.

Дефекты новых колес – всегда досадная случайность. Стершийся протектор на старых – зона ответственности владельца машины. На «лысой» резине ездить очень опасно: летом тормозной путь увеличивается на 7−8 метров, зимой – на 10−15. Многие производители специально делают на шинах рельефную маркировку в виде цифр или других символов, указывающую на степень износа протектора. Если ее нет, важно периодически проверять рельеф глубиномером. Помните, что протектор часто изнашивается неравномерно. Приезжайте на техосмотр в проверенный сервис, чтобы оценить состояние старой резины, принять решение о ее замене или восстановлении. В некоторых случаях ей можно продлить жизнь без ущерба для безопасности поездок.

Как понять, что шина нуждается в ремонте?

Прокол протектора резины с камерой пропустить сложно. Она теряет давление очень быстро, поэтому колесо спускается. Бескамерные с небольшими повреждениями хорошо держат форму. Дефект можно обнаружить на СТО или во время самостоятельной проверки давления. Внешними признаками прокола становятся:

  • ухудшение управляемости автомобилем, заносы на ровной дороге при средней скорости;
  • вибрация руля;
  • ощущение тряски или покачивания кузова.

При порезе или проколе боковой части повреждается внутренний каркас, или корд. Колесо теряет давление очень быстро.

Состояние протектора можно понять по поведению авто на скользкой или мокрой дороге. «Лысые» участки повышают риск аквапланирования, в целом лишают контроля над машиной. Не допустить серьезной аварии помогут регулярные технические осмотры.

Небольшой прокол можно закрыть прямо в пути, не обращаясь к специалисту. Но после ремонта бескамерной шины своими руками стоит заехать в ближайшую мастерскую, чтобы проверить герметичность, способность держать давление. Вернуть рельеф стершемуся протектору, устранить повреждения корда, выпуклые участки на боку или контактной части могут только специалисты. Существуют «народные методы» восстановления «лысых» шин, ремонта боковых порезов. Однако все они уступают использованию современного оборудования, которым оснащены хорошие мастерские.

Способы восстановления «лысого» протектора

«Лысому» протектору можно вернуть рельеф, обеспечивающий безопасность движения. Существует два метода:

  • нарезка нового рисунка вместо стершегося – эффективность результата во многом зависит от квалификации, опыта сотрудника мастерской;
  • крепление новой протекторной ленты к поверхности. 

Что нужно знать о восстановлении протектора?

  • Любой метод улучшает свойства контактной поверхности, но не влияет на состояние корда. От него зависят жесткость, способность держать давление, сопротивляться перегрузкам. Перед восстановлением обязательно проверяют состояние каркаса. Если он поврежден, изделие лучше заменить.
  • Протектор можно донарезать не на всех шинах. Подходящие для этого помечают словом Regroovable на боковине. Донарезка обычно допускается на решениях для автобусов или грузовых автомобилей. Производители изначально закладывают в области протектора дополнительный слой резины, на котором можно создать рельеф.
  • Восстановленная шина всегда будет менее безопасна, чем новая. Ее не советуют ставить на переднюю ось.

Несмотря на это, технологии восстановления протекторов пользуются большим спросом, так как помогают защитить окружающую среду. Экологичная утилизация автомобильной резины очень дорогая и сложная, а старая занимает много места на свалках.

Замена протекторной ленты

Технология наварки подразумевает удаление старого контактного слоя с «наклеиванием» или прессованием нового. Резиновую протекторную ленту с подходящим рисунком подбирают с учетом рекомендаций производителя, оси, для которой предназначена шина, а также ее типа и сезонности – летняя, зимняя, «липучка» или шипованная. Обычно используют тот же бренд, что у исходной резины.

«Холодная» наварка, несмотря на название, требует высокой температуры. С покрышки срезают старый протектор, тщательно проверяют состояние каркаса, боковин. На зачищенную контактную поверхность накладывают слои сырой резины, на них – новую ленту с готовым рисунком. После этого слои зажимают прессом, поддерживающим высокое давление при температуре около 110 градусов Цельсия. Прессование запускает химическую реакцию, делающую все материалы единым целым.

Горячая наварка

При горячей наварке восстанавливают и укрепляют не только контактную поверхность, но и часть боковой. Принцип действия примерно тот же, но готовые ленты не нужны. На зачищенную поверхность укладывают слои сырой резины, затем изделие нагревают до 180 градусов Цельсия. Рисунок на новой «голой» шине вырезают с помощью автоматического пресса.

Резина, восстановленная методом горячей наварки, практически не уступает по качествам новой. Но это достаточно дорогая процедура, требующая использования систем высокотехнологичного оборудования.

Восстановление шипованной резины

Распространенные проблемы нешипованных шин – трещины, проколы, порезы, стирание протектора. Владельцы «шиповок» могут столкнуться с потерей части шипов. Некоторые производители допускают их замену. Она возможна, если:

  • рельеф протектора сохранился;
  • нет дефектов каркаса, изделие в целом пригодно для дальнейшего использования;
  • посадочные отверстия под шипы не разрушены.

Работы проводят в автомастерской. Специалисты подбирают комплектующие по диаметру посадочного отверстия, фиксируют пневматическими инструментами или обычными шуруповертами. Чтобы машина не потеряла новые шипы до конца сезона, с ними нужно обращаться бережно. После процедуры не рекомендуется резко тормозить и разгоняться.

Способы ремонта шин

Рассказываем о проверенных методах ремонта порезов и проколов шин.

Использование жгутов

Небольшие проколы можно устранить своими руками, не используя сложное оборудование. Вам потребуется лишь небольшой ремонтный комплект, который не займет много места в багажнике. В него входят:

  • инструмент для расширения прокола;
  • инструмент для фиксации жгута;
  • сам жгут, клей для его монтажа;
  • канцелярский нож, позволяющий отрезать излишки.

Использовать подручные средства вместо ремкомплекта неудобно. Плотную покрышку сложно проколоть даже острым шилом. Вставлять в небольшой прокол жгут тоже проще со специальными инструментами.

Ремонт шин автомобиля жгутами – неоднозначный метод. Если вы все сделали правильно, небольшой прокол закроется, давление не будет падать. Но долго ездить со жгутами все-таки не рекомендуется. Это экстренная мера до обращения в сервисный центр, а не возможность продлить жизнь пробитому колесу.

Саморезы, или шурупы

Еще один быстрый метод, который не требует обращения к специалистам. Положите в багажник или бардачок крестовую отвертку, герметик и набор прорезиненных саморезов. Их еще называют шурупами или вакуумными гвоздями. При обнаружении прокола просто очистите его, вкрутите саморез подходящего диаметра, предварительно покрытый герметиком. За счет формы и прорезиненного покрытия он герметично закроет отверстие.

Это решение менее долговечное, чем установка жгутика. Без дополнительных заплаток саморез может выпасть в любой момент. Но поставить его легче и безопаснее, чем работать с острыми инструментами для фиксации жгута.

Спреи для герметизации

Составы для быстрого ремонта автомобильных шин создают изнутри плотный слой, не пропускающий воздух. Спрей удобно возить с собой в багажнике. Для его использования нужно лишь ненадолго остановить автомобиль в безопасном для стоянки месте. Из поврежденного колеса спускают воздух. К вентилю подсоединяют трубку от упаковки со спреем. Весь состав должен оказаться внутри колеса. После этого трубку убирают, вентиль закрывают и сразу начинают движение. Это необходимо для равномерного распределения герметика внутри. Через 2−3 минуты можно остановиться, чтобы проверить давление, при необходимости – немного подкачать шину.

Использование герметика – простой и эффективный способ ремонта шины. Но это тоже временная мера. Работает она только с небольшими проколами. Повреждения каркаса так не устранить. А из-за них на поверхности может быстро образоваться грыжа.

Установка грибка

Грибок – готовое решение для ремонта проколов шины – боковых или на контактной поверхности. Подходит для герметизации дефектов шириной до 12−15 мм. Выглядит как длинная ножка с широкой заплаткой. Для его установки шину снимают с диска, тщательно зачищают место повреждения изнутри, чтобы обеспечить лучшую адгезию. На обработанную поверхность вокруг дефекта наносят клей, затем вставляют ножку грибка. «Шляпка» остается внутри. Ее прижимают к поверхности роликом. Лишнюю длину ножки аккуратно срезают. Иногда снаружи покрышку дополнительно укрепляют заплаткой.

Грибки заполняют прокол целиком, надежно защищают от потери воздуха. После их установки шиной можно пользоваться долгое время. Но любой ремонт снижает максимально допустимую скорость движения на 10−20 км/ч. На восстановленных колесах гонять не стоит, даже если они изначально подходили для этого.

Установка заплатки

Заплатка – тот же грибок, но без «ножки». Иногда при боковых порезах ее снимают с грибков и используют только «шляпку». Но более надежными считаются готовые заплатки от известных производителей. Они предлагают аксессуары разной толщины и диаметра:

  • для ремонта шин грузовых и легковых автомобилей;
  • для проколов и порезов;
  • для дефектов протектора и боковой части.

В крупных центрах по ремонту шин поддерживают большой запас самых разных заплаток. При установке руководствуются рекомендациями производителей резины. Они обычно указывают, какие места шины считаются неремонтопригодными, заплатки какой толщины лучше использовать для восстановления.

Заплатку ставят с внутренней стороны. Для работы нужны:

  • соответствующий клей;
  • щетки, мини-пылесосы для зачистки поверхности;
  • валик или небольшой пресс.

Принцип работы тот же, что при использовании грибка. Прокол или порез отмечают, удаляют из него гвоздь или другой предмет, ставший причиной повреждения. Поверхность вокруг очищают сошлифовывают специальной насадкой, затем убирают остатки резины пылесосом. Промазывают клеем, ставят заплатку, проходятся по ней валиком или прессом.

Производители дают гарантию на заплатки и обещают, что они полностью восстановят ресурс шины. Однако долговечность решения во многом зависит от правильного выбора материала, опыта работников автомастерской, их готовности соблюдать рекомендации производителя.

Гипотетически заплатку можно поставить и самостоятельно, если вы готовы разбортировать колесо. Зачистить поверхность можно наждачкой, клей и «пластырь» легко купить. Но работы, проведенные в мастерской с использованием качественных фрез и прессов, всегда эффективнее. При некачественной зачистке заплатка может начать отходить, пропускать воздух.  

Вулканизация шин

Вулканизация шин – процесс заделки проколов или порезов сырым каучуком. Под воздействием высокой температуры, времени или специальных присадок-катализаторов он вступает в реакцию с резиной шины и сплавляется с ней, образуя цельную герметичную поверхность. При повреждениях корда иногда сверху дополнительно ставят заплатку, позволяющую восстановить каркас. Кордовый пластырь подбирают с учетом типа шины. Наклеивать его нужно строго по направлению волокон корда: правильное положение производитель обычно указывает на защитном слое. Процедура несложная, но ее лучше доверить специалисту.

  • Горячая вулканизация требует использования специального нагревательного оборудования. Самыми эффективными считаются автоматические вулканизаторы с пультом управления, позволяющим выставить точное время и температуру нагрева с учетом толщины слоя «накладки». Они гарантируют, что сырой каучук расплавится, но не разрушится, образует единое целое с резиной.
  • Для холодной вулканизации необходимы мощные прессы. Ими сжимают поверхность дефекта, предварительно покрытого каучуком и специальным клеем, содержащим катализаторы адгезии. Но эффективность процесса зависит не только от оборудования, но и от качества обработки краев пореза. Его немного расширяют и тщательно зачищают, чтобы два материала вступили в реакцию. Недостаточно тщательная обработка снижает адгезию, уменьшает срок службы шины после ремонта.

Холодная вулканизация проще и обычно дешевле, но у нее есть множество минусов.

  • Требует долгого ожидания результата. Шину нужно выдерживать в прессе хотя бы сутки при температуре от 20 градусов Цельсия. Если в помещении холоднее, время реакции увеличивается. Еще 2 суток нужно на набор максимальной прочности. В это время на автомобиле лучше не ездить на высокой скорости. Для сравнения, при горячем ремонте результат будет максимум через час. Сразу после установки колеса на место вы можете пользоваться машиной как раньше.
  • Повышает риск образования грыж. Часть сырого каучука может не вступить в реакцию из-за некачественной обработки поверхности. Повреждение каркаса нарушает баланс, приводит к неравномерному распределению воздуха в колесе. Участок с дефектом становится самым слабым местом, не выдерживающим избыточного давления воздуха. Из-за этого появляется грыжа. О ее опасности мы уже писали выше.

Для ремонта шины с грыжей используют те же кордовые заплатки или метод вулканизации. Но это только усиливает нарушения баланса и неравномерное распределение воздуха. Специалисты не советуют использовать восстановленные изделия для долгих поездок. При появлении грыжи лучше сразу поменять резину на новую.

Если заплатку еще можно поставить своими руками, то за вулканизацией шин, особенно горячей, стоит обращаться в специализированные центры. Попытки нагреть заготовку утюгом, паяльником или другим подручным инструментом принесут больше вреда, чем пользы. Необходим равномерный нагрев и поддержание высокой температуры – от 140 градусов Цельсия – в течение нескольких минут. Если технология соблюдена, резина прослужит еще как минимум сезон. Точные сроки зависят от ее исходного состояния.

Вопросы и ответы 

Собрали ответы на самые популярные вопросы о восстановлении шин своими руками и в мастерской.

Вы продаете восстановленные шины?

Нет, в нашем каталоге представлены только новые модели всемирно известных брендов. Строго соблюдаем правила хранения резины, чтобы вы могли купить качественные и долговечные изделия.

В вашем автосервисе можно поставить заплатку или нарезать протектор?

Выполняем комплексное ТО и ремонт автомобилей, в том числе восстановление шин. Если устранить повреждение нужно срочно, звоните в ближайший автосервис. Мы скажем, сможем ли помочь.

Распространяется ли на проколы и порезы гарантия?

Дефекты, появившиеся после поездок, по общему правилу не являются гарантийным случаем. Но в наших шинных центрах действует расширенная гарантия на резину многих марок. Так, LingLong предлагает один раз в течение первого года использования отремонтировать или поменять поврежденное изделие. Замена выполняется, если ремонт шины невозможен. Бренд CORDIANT дает скидку на новые шины при предъявлении старых с дефектом. При покупке уточняйте условия базовой и расширенной гарантии у менеджера. Предложим товары бренда, берущего восстановление дефектов и замену поврежденной резины на себя.

Отремонтировать шину можно, но на новых ездить всегда безопаснее и комфортнее. Не экономьте на резине – не подвергайте риску себя и окружающих.


Назад к списку статей

Источник:
© msk.ivanor.ru