Шиномонтаж сезонная смена резины в IVANOR

Чтобы быть в безопасности, с похолоданием летнюю резину меняют на зимнюю. Езда на автомобиле с покрышками, которые не соответствуют сезону, способна вызвать много проблем. Например, увеличение тормозного пути, ухудшение управляемости и зацепления с поверхностью. С изменением метеоусловий дорожное полотно тоже становится другим – асфальт промерзает, покрывается снегом, наледью. Летние колеса не приспособлены для таких покрытий.

Содержание:

Почему важно своевременно менять резину на зимнюю

По словам технического специалиста «ЕвроАвто» Якова Финогенова, разница между зимними и летними покрышками – не только в их размерах, протекторном рисунке и форме, но и в составе резиносмеси. Для холодного сезона колеса должны быть достаточно мягкими, чтобы обеспечить хорошее зацепление с дорогой при низких температурах. В то время как летние комплекты делают более плотными и жесткими, чтобы противостоять нагреву.

Сезонная замена резины решает несколько задач:

  • обеспечивает должный уровень безопасности;
  • помогает экономно расходовать топливо.

Повышение безопасности

Когда температура падает, летние шины становятся жесткими и не могут обеспечить эффективное торможение. Уменьшается также устойчивость машины на сухом асфальте. Это связано с тем, что в производстве летней резины задействуют каучук и эластичные полимеры. Они становятся твердыми при +5 градусах и меньше. В холод эти компоненты «дубеют», как и сама покрышка. Поэтому комплект теряет свои свойства.

Главным индикатором необходимости смены шин на зимние выступает температура воздуха. Как только становится +5 градусов или меньше, нужны сезонные колеса для зимы.

Преимущества зимних шин на снегу и льду

Комплекты для зимы гораздо мягче, чем для лета. Благодаря этому свойству они без потери характеристик выдерживают сильный мороз и переходные периоды, например, оттепель.

Протекторный узор зимних экземпляров обычно делают в форме «елочки» с диагональными канавками. Они направлены от центра к краю колеса. А блоки протектора, в отличие от гладких вариантов для летних моделей, буквально усеяны множеством мелких зигзагообразных прорезей – ламелей. Именно они помогают авторезине цепко держаться на мокрых покрытиях, а также снежно-ледяных участках.

Некоторые комплекты для зимы оснащают шипами. Такие металлические элементы еще больше повышают зацепление со снегом и обледенелыми поверхностями. Формы шипов у разных брендов отличаются, но суть остается одинаковой – они буквально «вгрызаются» в наледь и заснеженные покрытия.

Увеличение тормозного пути при использовании летних шин зимой

Летние колеса создают специально для эксплуатации в теплую погоду. Они спроектированы так, чтобы обеспечивать уверенное перемещение по сухим и горячим асфальтированным дорогам. Для этого профиль протектора делают с минимумом выступающих блоков. А резиносмесь используют более твердую, чтобы колеса не теряли форму в жару и обеспечивали стабильность езды.

Летние автошины демонстрируют отличные показатели устойчивости на мокрых покрытиях. Такая эффективность достигается использованием особого компаунда и широкими продольными канавками, которые быстро отводят воду из контактной зоны.

В составе летних автошин используют каучук и мягкие полимеры. При температуре ниже +5 градусов они затвердевают, из-за чего резина теряет свои тяговые, сцепные, дренажные свойства. Она становится практически бесполезной – увеличивает тормозную дистанцию и перестает защищать от водопланирования. А это часто приводит к ДТП.

Редакция финского автожурнала Tekniikan Maailma провела масштабное тестирование летних и зимних нешипованных покрышек. Разные модели резины сравнивали на сухом асфальте.

Так, в тесте на стойкость к аквапланингу летние образцы начинали «плыть» на скорости 84,1 км/ч, а зимние раньше – уже на 69,5 км/ч.

В зачете на эффективность тормозных свойств с 80 км/ч до 5 км/ч машина на летних покрышках остановилась через 28,9 метра, а на зимних — через 43 метра. Разница составила целых 3 корпуса автомобиля.

Экономия средств

Своевременная смена резины помогает уменьшить износ шин, а также способствует более экономному расходованию горючего – за счет предельно эффективной работы покрышек в условиях, для которых они и предназначены.

Продление срока службы шин

Колеса для зимы страдают чрезмерной мягкостью в жару. А летние, наоборот, «дубеют» при минусовых температурах. Потеря характеристик резины, как и ее эксплуатация в несоответствующих атмосферных условиях сказывается на сроке службы – начинается ускоренный износ. Резиносмесь разрушается. Своевременная смена резины на зимнюю позволяет не подвергать ее нагрузкам, для которых она не предназначена. Так продлевается срок службы комплекта.

Экономия на топливе

С похолоданием летний компаунд становится еще более жестким, что осложняет передвижение по скользкой поверхности. Шины с трудом преодолевают холодные и промерзшие покрытия, что приводит к увеличенному расходу топлива. Поэтому своевременная смена шин на зимние также позволяет использовать горючее более экономно.

Когда нужно менять резину на зимнюю

Определить, когда лучше менять шины на зимние, может быть непросто. Ждать до декабря порой опасно. Особенно, если осень выдается холодной. Поэтому ориентируются на температурный порог и климатические особенности региона.

Температурный порог

Обычно крайний срок для замены покрышек — 15 ноября. Но в условиях современного климата бывает трудно понять, точно ли зима началась или пока лишь «прощупывает почву». Поэтому ориентироваться лучше на температуру окружающей среды.

Оптимальная температура для смены резины на зимнюю

Эксперты советуют учитывать дневную температуру. Если в течение 5–7 дней она не поднимается выше +7 градусов, то лучше поменять резину. В таких условиях летний комплект уже теряет свои свойства, а проблемы могут возникнуть даже на сухом асфальте.

Влияние заморозков и резких похолоданий

Понижение температуры сказывается на резиносмеси для лета. Она твердеет, из-за чего ухудшается сцепление. Это чувствуется даже на асфальтированных поверхностях, а если участок покрыт льдом, контакт с поверхностью можно потерять полностью. Все это делает летние колеса небезопасными.

Сезонные условия в зависимости от региона

Климатические особенности разных регионов влияют на сроки смены шин на зимние. Поэтому рекомендации для северных и южных регионов отличаются.

Суровые зимы в северных регионах

Жителям северных регионов нужно задуматься о смене резины заблаговременно. В таких областях зима наступает раньше и длится дольше. Переходить на зимнюю авторезину можно уже в сентябре – из-за риска попасть в сильный снегопад и оказаться на скользкой дороге.

Учитывать нужно и неожиданные изменения погоды. Она бывает непредсказуемой. Поэтому, если прогнозируется снежная буря и резкое похолодание, целесообразно заранее сменить колеса.

Мягкие зимы в южных регионах

В отдельных областях использование покрышек для зимы может быть необязательным. Речь идет о южных регионах. Здесь основным показателем для визита в шиномонтажный сервис выступает температура воздуха. Если она стабильно держится на уровне от +7 градусов и выше, разрешено ездить на летних, но при понижении − нужно перейти на зимние колеса.

Правила и законодательство

Использование шин не по сезону запрещено во многих странах. Например, в Финляндии разрешено ездить на шипованной резине только с 1 ноября по 31 марта, а любые летние покрышки оказываются вне закона с 1 декабря по 28 (29) февраля. Похожие ограничения есть и в Прибалтике. Отличия – только в датах. Даже в странах, где шипы запрещены, например, в Чехии или Германии, ездить круглый год на одних и тех же покрышках тоже не получится — при нарушении сроков «переобувки» полиция выпишет штраф.

Требования в России

В России действует техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011. В соответствии с этим документом, использование шипованных шин запрещено летом — в июне, июле и августе.

Нельзя также эксплуатировать автомобили без зимних колес в зимние месяцы – в декабре, январе и феврале. Кроме того, согласно регламенту, резина для зимы должна стоять на всех колесах машины.

При этом региональные органы государств — членов Таможенного союза вправе увеличить сроки запрета использования автотранспорта, не оборудованного соответствующими шинами.

Эти требования скорее формальные, так как разница в климате между регионами России порой кардинальная. Нет четких указаний, какого числа шины должны быть установлены. Менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь. А весной «переобуваться» разрешено с марта по май. При этом местные власти могут самостоятельно определять сроки использования зимних комплектов.

Эксперты советуют не дожидаться температурных перепадов, а отправиться на шиномонтаж заранее. Если нужно купить новый комплект, лучше сделать это до середины октября. И даже если поставить зимние покрышки чуть раньше, чем на улице наступит +5 градусов, это позволит «привыкнуть» к новым колесам, что особенно актуально для шипованных моделей. «Обкатка» нужна для того, чтобы каждому шипу помочь встать на свое место. При езде металлические элементы начинают слегка шевелиться в покрышке и принимают правильное положение в специально отлитых для них отверстиях. К тому же если «переобуться» заранее, внезапные заморозки не застанут врасплох.

Когда еще необходима замена

В некоторых случаях менять покрышки на машине приходится раньше – не дожидаясь похолодания. Такое происходит при износе протектора и ухудшении состояния боковых стенок колес, а также если на автомобиле стоят разные шины или их типоразмер не походит конкретной модели автотранспорта. Любая неисправность способна стать причиной ДТП, поэтому игнорировать обнаруженные проблемы или нарушения нельзя.

Износ протектора

По мере «возраста» и воздействия тепла резина изнашивается. Она поглощает кислород, тепло и ультрафиолет, что вызывает так называемое термоокислительное старение.

Если взять и растянуть долго лежавшую резинку, на ней появятся микротрещины. Аналогичный процесс происходит с шинами. Если экземпляр изношен, не исключены разрывы, особенно при движении на высоких скоростях.

При эксплуатации на автошинах также могут возникнуть проколы, порезы, пробои, трещины, вздутия. При несложных повреждениях колесо можно отремонтировать, но если деформации серьезные, резину придется поменять, поскольку ездить на ней становится опасно.

Минимальная глубина для безопасной эксплуатации

В соответствии с положениями главы 5 ПДД, глубина протектора летних колес должна быть не менее 1,6 мм, а зимних — не менее 4 мм. Это требование действует в отношении легковых машин и грузовиков, а также прицепов с максимальной массой 3,5 тонны.

«Липучки» – нешипованные фрикционные модели – изначально имеют протектор высотой 8–9 мм. А новые шипованные образцы — от 9 до 11 мм. При этом некоторые производители выпускают резину с протектором высотой 12–18 мм.

Чтобы езда была безопасной, рекомендуется менять комплект автошин тогда, когда остаточная глубина протектора составляет примерно 50% от изначальной. Стертые элементы делают колеса неэффективными на скользких поверхностях.

Еще одна причина «переобуться» – выпадение более 50% шипов.

Как измерить глубину протектора самостоятельно

Существует несколько методов определения остаточной глубины протектора.

  1. С помощью измерительных инструментов – штангенциркуля, линейки или глубиномера. Правила дорожного движения разрешают их использование.
  2. С помощью выбитых на поверхности автошины цифр – они становятся менее заметными по мере износа.
  3. Посредством индикаторных перемычек. Если они начинают стираться, это указывает на необходимость замены комплекта.

Примечательно, что такие индикаторы, как перемычки и цифры, используют не все производители.

Чтобы определить остаточную глубину протектора, некоторые водители используют монету. Но этот метод не гарантирует точности измерений. Лучше брать специализированные инструменты. При этом измерять высоту протектора нужно в нескольких точках – в центре и по краям, а также по всей окружности резины. И результаты замеров должны быть одинаковыми во всех точках. Если они разнятся, это свидетельствует о неравномерном износе шин. К нему обычно приводят неправильное давление в покрышках, неисправности подвески, агрессивный характер вождения.

Состояние боковых стенок

Выпуклости и трещины на боковых стенках обычно появляются в результате ударов – о бордюры, ямы или выбоины. Но иногда растрескивание происходит по причине «возраста» колес. Из-за старости состав резиносмеси начинает химический распад. В итоге покрышка трескается.

Визуальная оценка боковых стенок

Если на боковине есть большие трещины, проходящие вдоль обода колеса – значит, резину долгое время использовали с недостаточным давлением. Маленькие трещины на боковых стенках говорят о внешних повреждениях либо о возрасте автошин.

На боковинах могут быть также выпуклости. Их называют грыжами. Использовать резину с ними очень опасно. Появляются такие выпуклости из-за повреждения внутреннего слоя покрышки, что происходит, например, при ударе колеса о бордюр или столб. При этом грыжа образуется не сразу – иногда через неделю или даже через месяц.

Разные шины

В ПДД нет прямого запрета на использование разных шин, только если одна одинаковая пара стоит на передней оси, а на задней — другая.

Важно также, чтобы степень износа автопокрышек была одинаковой, а протекторный узор — идентичным. Иначе нарушителю грозит от 500 до 2 000 рублей штрафа.

Несоответствие модели автомобиля

Для каждой модели машины производитель указывает допустимые типоразмеры покрышек. Использование шин с не входящими в этот список габаритами запрещено ПДД. Техосмотр с таким нарушением пройти не удастся.

Колеса нестандартного размера вызывают погрешности в показаниях, а также приводят к ускоренному износу некоторых узлов рулевого управления и подвески.

Что делать, если вы опоздали со сменой резины на зимнюю

Если все-таки заморозки застали врасплох, лучше отказаться от поездки на автотранспорте, воспользоваться такси или вызвать эвакуатор. Но если это невозможно, нужно придерживаться нескольких правил:

  • снизить скоростной режим. В городе на зимних шинах рекомендовано ездить со скоростью до 40 км/ч. А на неровных дорожных полотнах – с 30–35 км/ч. Повороты и развороты рекомендовано выполнять на 15–20 км/ч;
  • соблюдать большую дистанцию. Из-за увеличенного тормозного пути резко затормозить на летних покрышках будет невозможно. Оптимальной дистанцией считается половина скорости в метрах. Например, на скорости 40 км/ч это не менее 20 метров до другой машины;
  • избегать резких поворотов. Такие маневры на больших скоростях даже летом способны привести к заносам, а зимой они опасны вдвойне;
  • избегать резкого торможения. Оно тоже провоцирует заносы. Оптимально торможение двигателем. Если впереди препятствие – замедляться нужно плавно, заблаговременно;
  • исключить резкие старты. Машину может занести, поэтому трогаться необходимо плавно, а разгоняться – неспешно.

Если приходится ехать в заморозки на летней резине, следует забыть о том, чтобы торопиться.

Чтобы понять, какая скорость безопасна в гололед, периодически можно притормаживать и проверять, как ведут себя летние колеса. Если они блокируются от легкого нажатия, темп надо снизить до 40–50 км/ч. С летними комплектами лучше не разгоняться в снег и гололед свыше 50 км/ч. За этим пределом машина с задубевшими колесами очень плохо откликается на команды руля. Поэтому лучше все-таки отказаться от поездки на машине.

Влияние снега и льда на летние автошины

Если использовать летнюю резину в холодный сезон, водитель ухудшает качество поездки и даже рискует своей жизнью. При -5 градусах во время торможения в контактной площадке конденсируется влага из-за резкого нагрева колеса. На холодном асфальте она тут же замерзает и снижает силу зацепления. Это приводит к заносу автомобиля. Кроме того, расход топлива увеличивается, а сама покрышка быстрее изнашивается. Она становится более шумной и хуже амортизирует удары.

Риски и последствия

Если постоянно ездить на летней резине в холод, она начинает деформироваться из-за неподходящих условий. Возможно образование участков с неравномерной структурой и растрескивание. В худших ситуациях покрышки могут просто лопнуть. Хранящиеся и эксплуатируемые при низкой температуре колеса для лета становятся менее эластичными, повышается их хрупкость.

Поздняя смена шин на зимние повышает вероятность аварий и повреждений автомобиля.

Повышенный износ летней резины

Нагревшаяся летняя шина в мороз изнашивается гораздо быстрее из-за увеличенного трения с покрытием. Это сокращает срок службы колес. Непригодными к использованию они становятся быстрее.

Ухудшение управляемости

Летние колеса спроектированы с учетом необходимости обеспечения эффективной сцепки с асфальтом в теплую погоду. Но при низких температурах они становятся менее гибкими из-за процесса кристаллизации. Повышение жесткости компаунда делает покрышки менее способными к амортизации и зацеплению с дорожным полотном. Это приводит к ухудшению управляемости, увеличению тормозной дистанции, вероятности заноса на скользкой поверхности.

Вопросы и ответы

При смене шин на зимние у водителей возникают разные вопросы. Наиболее распространенные из них приведены здесь.

  • Когда надо ставить зимние автопокрышки?

В России нужно сделать это до 1 декабря.

  • Нужно ли менять стиль вождения после смены резины на зимнюю?

На безопасность и управляемость машины влияет тип дорожного полотна. Зимой он постоянно меняется – асфальт, лед, рыхлый или укатанный снег. Кроме того, зимние автошины обычно имеют более мягкий компаунд и высокий протектор по сравнению с летними. Поэтому переоценка характера вождения действительно необходима. Рекомендуется избегать резких маневров, заблаговременно тормозить и соблюдать дистанцию больше обычного.

  • Предусмотрен ли штраф за использование летних шин зимой?

С 1 декабря 2023 года сотрудники ГИБДД вправе штрафовать водителей за эксплуатацию летних шин зимой. В соответствии с частью 1 статьи 12.5 КоАП, применение шин не по сезону наказывается штрафом в 500 рублей.

  • Нужно ли «обкатывать» новый комплект для зимы?

«Обкатка» нужна. Если речь идет о шипованных моделях, это необходимо для правильного положения шипов в протекторе – они его занимают в процессе движения. А у фрикционных образцов «обкатка» позволяет адаптировать их к условиям эксплуатации и потерять поверхностный слой – разделитель, который задействуют на заводах, чтобы легче было снимать автопокрышки с формы. Время «обкатки» в среднем составляет от 2 недель до месяца.

  • Сколько лет служит комплект зимних шин?

В среднем срок службы составляет 6 сезонов. Но если на покрышке были проколы, ее нельзя использовать дольше 2 сезонов. Если на протекторе появились трещины, в них неизбежно начнут попадать химические вещества, разрушающие внутренние слои и каркас. Это сократит срок службы комплекта. 

  • Чем опасно использование подержанных зимних автошин?

Большинство экспертов сходятся во мнении, что покупка подержанных шин — рискованное дело. При использовании бывших в употреблении экземпляров нет гарантии, что они обеспечат надлежащий уровень безопасности.

У любого комплекта есть срок годности. У б/у моделей он может оказаться истекшим. Даже если внешне резина выглядит новой.

  • Можно ли использовать всесезонную резину зимой?

Таким вопросом задаются жители южных регионов, где бывают мягкие зимы. И такой вариант кажется оптимальным, поскольку не нужно покупать 2 комплекта резины. Но здесь есть риски. «Всесезонки» – универсальный вариант с усредненными характеристиками. В сильную жару и при экстремально низких температурах такие образцы справляются со своими обязанностями хуже, чем сезонные модели. Если приходится постоянно ездить по заснеженным трассам, шипованные комплекты будут гораздо безопаснее.

  • Когда следует покупать резину для зимы?

Оптимальный период для приобретения нового комплекта — с августа по сентябрь. В эти месяцы обычно спадает ажиотаж, связанный с покупкой летних комплектов, а склады заполняют «липучками» и шипованными моделями. Могут также действовать предсезонные скидки. А чтобы сэкономить еще больше, можно приобрести комплект после завершения зимы.

Подводя итоги

Зимние покрышки обеспечивают лучшее зацепление и понятную управляемость на льду и снегу. Они сокращают тормозной путь, а также повышают безопасность при похолодании. Протектор таких колес совмещает обилие сцепных кромок с развитым профилем. Он буквально усеян канавками и каналами. Цельные элементы протектора обычно состоят из отдельных блоков, близко расположенных друг к другу. Они содержат множество микроканавок – волнообразных ламелей, эвакуирующих из контактной зоны снег, шугу, частички льда. Эти элементы также увеличивают количество сцепных граней. Поэтому своевременная смена резины на зимнюю — это залог безопасности, а также экономичности.

Ориентиром для «переобувания» выступает среднесуточная температура. Как только она устанавливается на уровне +7 и ниже, нужно менять резину на зимнюю.

Чем ниже температура, тем «дубовее» становятся летние покрышки, не предназначенные для таких погодных условий. В мороз они теряют эластичность из-за затвердевания. Гололедица снижает коэффициент сцепки автошин с дорожным полотном. При нажатии на тормоз машина может заблокировать колеса и прокатиться вперед, как на санях.

Планировать смену резины на зимнюю нужно с учетом погодных условий и региона. В теплых городах этот период обычно наступает позже. А в северных регионах быть готовыми к снегопаду и заморозкам необходимо уже в сентябре.


Назад к списку статей

Источник:
© msk.ivanor.ru