Штраф за летнюю резину зимой
Ездить зимой на летних шинах небезопасно. А с 1 декабря еще и убыточно. За такое нарушение будет предусмотрен штраф. Связано это с тем, что несезонные покрышки опасны для водителя и других участников дорожного движения. Однако некоторые люди игнорируют этот очевидный факт.
Содержание:
- Почему важно своевременно менять резину на зимнюю
- Законодательство и штрафы за летнюю резину зимой
- Почему запрещено ездить на летней резине зимой
Почему важно своевременно менять резину на зимнюю
С наступлением холодов для безопасности на дорогах летние покрышки меняют на зимние. Это связано с тем, что у них разная резинотехническая смесь. Использование шин не по сезону приводит к ряду проблем. Например, у машины увеличивается тормозная дистанция, ухудшается управляемость, снижается сцепка с покрытием.
С наступлением морозов меняется также состояние дорожного полотна. Асфальт замерзает, покрывается наледью, снегом. Летние колеса при минусовых температурах начинают «дубеть». У них нет нужной для таких условий эластичности. К тому же комплекты для лета не могут цепляться за лед, что обусловлено особенностями их протектора. На обледенелых покрытиях такие шины проскальзывают. На них можно просто не затормозить вовремя.
Автопокрышки для холодного сезона должны быть эластичными и мягкими – только так можно обеспечить уверенный зацеп с дорогами зимой. От летних моделей же требуются жесткость и высокая плотность. Эти качества помогают противостоять нагреву при езде по раскаленному от солнца асфальту.
Законодательство и штрафы за летнюю резину зимой
1 декабря 2023 года в России в силу вступил запрет на передвижение на летних покрышках зимой и наоборот. Соответствующее постановление Правительства «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств...» опубликовали 2 июня 2023 года.
В положениях по допуску перечислили неисправности, запрещающие пользоваться машиной. Недавно список 2023 года пополнился пунктом 5.2, согласно которому нельзя ездить в декабре, январе и феврале на легковых автомобилях и небольших грузовиках массой до 3,5 тонны, если на них не стоит зимняя резина. За нарушение этого правила предполагается штраф.
Информацию о сезонной смене резины можно найти также в следующих нормативных актах:
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Там есть сведения о том, что водители должны устанавливать соответствующие сезону автошины.
- Пункт 5 ПДД. Согласно ему, на машине с июня по август должны стоять летние колеса, а с декабря по февраль — зимние. Это относится к шипованным автошинам. К тому же они должны быть на всех колесах автотранспорта, а не на выборочных.
Примечательно, что запрет распространяется только на комплекты с шипами.
Какой штраф за летнюю резину зимой 2024
За летнюю резину зимой в 2024 году положен штраф. Он составляет 500 рублей. Такой размер определяет статья 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако можно получить также предупреждение. Если штраф выписан, его можно оплатить с 50%-ной скидкой в течение первых 20 дней.
Региональные власти при этом вправе принимать собственные нормативные акты, но менять сроки разрешено только в сторону увеличения. Сокращать предусмотренные ПДД и техрегламентами периоды нельзя.
С какого месяца начинают штрафовать за летнюю резину
Запрет на летние покрышки действует с декабря по февраль. Соответственно, нарушителям могут назначить штрафы по закону с 1 декабря 2024 года по 28 февраля 2025 года.
Примечательно, что разница в климате между регионами нашей страны порой очень существенна. В целом менять покрышки на зимние можно с сентября по ноябрь. А «переобуться» весной нужно до 1 июня. Что касается весны и осени – в эти сезоны разрешено ездить на резине любого типа.
Сообщается, что в этом году с 1 декабря Госавтоинспекция будет проверять наличие зимней авторезины. Делать это будут при обычной остановке машин, а также в ходе соответствующих рейдов. Определить тип покрышек можно визуально. У колес есть маркировка, обозначающая сезон использования. Для зимних моделей – это сочетание английских букв M и S.
Наказание за летнюю резину зимой
В 2023 году в регионах проходили рейды по выявлению несезонной резины. Такие мероприятия организовали, например, в Брянской и Вологодской областях.
Так, в Брянской области за 2 дня проверили более 3 тысяч машин. Выявили 16 автомобилей с колесами, которые не отвечали установленным требованиям по сезонности. Однако были и другие нарушения. Некоторые машины были оборудованы покрышками с недопустимой остаточной глубиной. А у 6 автомобилей на 1 оси были колеса с разными протекторными узорами.
Сами сотрудники Госавтоинспекции не уточнили, выписывали они штрафы нарушителям или ограничивались предупреждениями. По их словам, главная цель таких рейдов – профилактика с разъяснениями.
Отметим, что штраф за езду на летней резине установлен не самый большой. Но влияние на безопасность шины оказывают огромное. Поэтому сотрудники Госавтоинспекции вправе одновременно со штрафом выдать предписание на устранение нарушения. В нем указывают срок выполнения. Например, 10 дней.
Если водителя через это время снова остановят, а на машине будут стоять по-прежнему летние колеса, его можно будет привлечь по статье 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». За это правонарушение положено более серьезное наказание – от 2 до 4 тысяч рублей штрафа либо до 15 суток административного ареста, либо 40–120 часов обязательных работ. В борьбе с затонированными автостеклами такой подход себя зарекомендовал хорошо.
Почему запрещено ездить на летней резине зимой
Автопокрышки бывают зимними, летними и всесезонными. Последние рекомендованы для эксплуатации в регионах с теплым климатом. Со снежным накатом и наледью круглогодичная резина не справляется так, как это делают сезонные зимние шины. Этот факт подтверждают многочисленные испытания и тесты.
Круглогодичные комплекты могут использовать жители Черноморского побережья. Но даже на юг несколько раз за зиму может прорываться холодный фронт. На эти дни обычно и приходится пик дорожных аварий. А в горах снег и лед не являются редкостью – в таких условиях проходимость «всесезонок» ухудшается, а у летних автошин становится нулевой.
Основная задача любой покрышки — создать и удержать эффективное зацепление с поверхностью. Эксплуатационные условия летом и зимой кардинально отличаются. Поэтому шинные компании разрабатывают разные типы протекторов под каждый сезон. Меняют также состав резинотехнической смеси.
Летние автошины рассчитаны на:
- перемещение по сухому асфальту — протекторный узор комплектов для лета включает гораздо меньше глубоких канавок, чем в зимних шинах. Контактная зона с поверхностью получается больше, что улучшает зацепление с дорогой;
- езду при высоких температурах — компаунд летних моделей подбирают так, чтобы он был устойчив к термическим воздействиям. Резинотехническая смесь позволяет колесам сохранять форму, не «плыть» даже в солнцепек;
- движение по лужам — отвести значительные объемы воды помогают длинные продольные канавки и диагонали, которые отходят от них. Летние покрышки минимизируют риск опасного аквапланирования на высоких скоростях.
Предназначение зимних колес такое же, как и летних — удерживать машину на дороге. Отличаются только условия, в которых приходится работать резине. Модели для зимы должны выдерживать минусовые температуры и сохранять при этом мягкость. Они обязаны удерживать надежный контакт со скользкими участками и отводить из контактной площадки не только воду, но и снег, шугу, крошки льда.
В холодный сезон типов покрытий больше. Летом это только сухой и мокрый асфальт, а зимой – заснеженные, ледяные, сухие и влажные поверхности. В связи с этим разработаны 2 типа зимних колес:
- фрикционные модели – «липучки». Обеспечивают уверенное сцепление с дорожными полотнами благодаря разветвленной системе ламелей и канавок, которые буквально прилипают к дороге – отсюда и название таких комплектов. Рекомендованы для асфальтовых дорог;
- шипованные автошины. В их протектор вклеены либо вставлены шипы. Эти металлические элементы «гребут» по заснеженным участкам и протыкают тончайшую водную пленку, которая покрывает лед, вгрызаются в его толщу и помогают удерживать автомобиль на траектории.
По закону летнюю резину меняют до 1 декабря, когда начинается календарная зима. Но метеорологическая иногда наступает раньше. Поэтому главным ориентиром становится среднесуточная температура. Если она достигает +5 градусов, шины меняют.
Чтобы исключить езду на летней резине зимой, которая небезопасна, эксперты рекомендуют не дожидаться температурных перепадов. Лучше всего посетить шиномонтаж заранее. Если старые покрышки вышли из строя, новые целесообразно купить до середины октября.
Можно монтировать зимний комплект чуть раньше, чем установится среднесуточная температура +5 градусов. Так пройдет «обкатка» новых автошин. Это особенно актуально для вариантов с ошиповкой. В ходе обкатки каждый металлический элемент встает на свое место. Шипы начинают немного шевелиться в резине в момент езды, благодаря чему принимают оптимальное положение в отверстиях, которые сделаны специально под них.
Другое преимущество заблаговременной «переобувки» – в психологическом комфорте и спокойствии. Неожиданное похолодание не застанет врасплох. Не будет причин, чтобы нервничать и в спешке искать шиномонтажный сервис.
Езда на летней резине зимой опасна. Разработанные для холодного сезона комплекты держат контакт со скользкими участками намного лучше. Превосходят они также «всесезонки» с усредненными показателями.
За счет этого достигается надежное зацепление зимних образцов с обледенелыми и заснеженными поверхностями.
- Адаптированный ко льду и снегу протектор. У вариантов для зимы он испещрен ламелями, которые улучшают ходимость на скользких, мокрых территориях. А те колеса, которые оснащены шипами, очень хорошо цепляются за ледяные и снежные участки. Зимний протектор глубже, сложнее и грубее летнего, в нем больше элементов. Это связано с тем, что зимой покрышкам приходится работать на различных поверхностях. Это мокрый и сухой асфальт, укатанный и рыхлый снег, гололед. Протекторный узор летних моделей совершенно другой. Его задача – противостоять только эффекту аквапланирования. Поэтому на зимних покрытиях он будет бессилен.
- Состав компаунда. Так как летние модели используют при повышенных температурах, их создают из плотных и твердых резиновых композиций. Задача такого компаунда – не размягчаться, не «плыть» в жару. При этом в мороз летняя резиносмесь твердеет еще больше. В резине начинается процесс стеклования, отчего колеса теряют эластичность. А от нее напрямую зависит сцепление. Так как гибкость уменьшается, падает и качество контакта с дорогой. А комплекты для зимы, наоборот, делают мягкими и эластичными. В холод они не твердеют, что позволяет им сохранять нужный для уверенного зацепа размер контактной площадки.
Ездить на летней резине зимой нельзя. Поведение машины на скользких покрытиях будет существенно отличаться от передвижения по сухому асфальту в теплую погоду. Колеса для лета начнут затвердевать и терять упругость. А при гололедице коэффициент сцепки снижается в разы. При нажатии на тормоз машина заблокирует колеса, но будет катиться вперед, как на санках. На скорости 50 км/ч автомобиль с летними шинами способен проскользить более 40 метров. А при 80 км/ч — более 70 метров.
Назад к списку статей