Срок годности зимней резины для автомобиля
С наступлением холодов актуально позаботиться об установке зимних шин на автомобиль. При среднесуточной температуре ниже +7 градусов летние колеса начинают терять свои свойства. Они становятся менее эластичными, твердеют, хуже амортизируют удары, а сцепление с дорожным полотном уменьшается до минимума. Кроме того, если попасть на лед, существует большая вероятность, что машина не остановится.
Содержание:
- Сколько сезонов можно ездить на зимней резине
- Срок эксплуатации зимней резины с шипами
- Срок службы зимних шин липучек
- Какие факторы влияют на срок эксплуатации зимней резины
- Как продлить срок эксплуатации зимних шин: полезные советы
- Как понять, что срок эксплуатации зимних шин легкового автомобиля подходит к концу
- Какие зимние шины нельзя эксплуатировать
Позаботиться о безопасности актуально заранее, а не в последний момент, когда во всех шиномонтажных сервисах большие очереди. Важно также оценить срок годности зимних автомобильных шин, определить уровень их износа и целесообразность дальнейшей эксплуатации. Как понять, что колеса пора менять на новые? На сколько хватает зимней резины? Какие факторы влияют на это?
Сколько сезонов можно ездить на зимней резине
У любых колес есть срок годности, зимние шины для автомобиля не являются исключением.
Разнообразные внешние условия влияют на их качество в ходе эксплуатации. Авторезина соприкасается с химическими веществами для борьбы с гололедом, а также с маслами, бензином и прочими активными соединениями. Негативное воздействует на шины оказывает и ультрафиолетовое излучение. Под его влиянием резина теряет свою эластичность, ее поверхностные слои разрушаются.
При взаимодействии с кислородом и водой в колесах происходят окислительные реакции. Эти процессы не останавливаются даже во время хранения летом. Внутренние и внешние слои материала шин претерпевают изменения, что ведет к ухудшению сцепных характеристик. Именно поэтому производители устанавливают срок годности зимней резины для авто, после которого ее необходимо заменить, даже если протектор еще не стерся.
Понимание того, какой срок службы у зимней резины, важно для безопасности. Примечательно, что новые колеса, даже если их не использовали, через некоторое время становятся непригодными для монтажа на автотранспорт. Объясняется это тем, что компаунд стареет со временем, теряет свои свойства.
Чтобы ответить на вопрос, сколько лет можно ездить на зимней резине, актуально обратиться к ГОСТу 4754-97. Документ определяет пятилетний срок службы зимних шин. Именно в течение этого периода с резиновым составом комплекта ничего не происходит. Затем водитель должен самостоятельно оценить состояние колес и решить, насколько целесообразно их использование.
Французский шинный концерн Michelin рекомендует осматривать автошины старше пяти лет каждый год. А колеса, которым больше десяти лет, советуют не эксплуатировать вообще — в этом мнении сходятся многие производители.
Что происходит с резиной за десять лет:
- ухудшение сцепных свойств — компаунд утрачивает пластичность, коэффициент зацепления падает;
- износ протектора — чем он больше, тем сложнее становится управляемость автомобилем; разрешенная глубина протектора для зимних моделей — 4 мм;
- потеря шипов — если выпадает до 15% металлических элементов от их общего числа, это особо не сказывается на поведении колес, но при отсутствии 15%—40% шипов свойства ощутимо ухудшаются.
Видимых изменений при этом может не быть. Поэтому при покупке нового комплекта актуально поинтересоваться датой его производства. Если окажется, что он несколько лет лежит на складе, лучше отказаться от такого приобретения.
Чтобы понять, через сколько лет менять зимнюю резину, принимают во внимание следующие моменты:
- обычно шины продаются через год после производства;
- заявленный ГОСТом 4754-97 срок «жизни» колес равен пяти годам;
- при аккуратном вождении этот период можно продлить до семи лет;
- затем наступает момент, когда надо менять зимнюю резину на новую.
Чтобы узнать, какой срок годности у автомобильных зимних шин, нужно помнить, что его отсчет начинается с даты производства (не покупки). Эту информацию указывают в маркировке на боковине колеса, ближе к основанию борта. У большинства производителей она называется DOT-кодом.
- Маркировка включает четыре цифры.
- Первые две цифры – это неделя производства.
- Третья и четвертая цифры — год.
Например, маркировка «2122» означает, что шину изготовили на двадцать первой неделе (в мае) 2022 года.
Дополним, что, согласно ГОСТу, средний срок эксплуатации зимней резины также обусловливается ее составом и способностью выдерживать нагрузки. Эти данные можно также узнать по маркировке:
- модели ZR. Разработаны для скоростной езды до 240 км/ч. Такие модели сохраняют свои свойства на протяжении шести сезонов;
- автошины H. Их скоростной предел равен 210 км/ч. Такие колеса служат в течение 5 сезонов;
- модели категории S. Допускают перемещение со скоростями не более 180 км/ч. Комплекты можно использовать в течение 4−5 сезонов.
Срок эксплуатации зимней резины с шипами
Чтобы разобраться в вопросе, сколько служит зимняя резина с шипами, необходимо понять особенности конструкции такой резины. Эффект сцепления у нее достигается за счет металлических элементов — их «врезают» в протектор в определенном порядке. При перемещении на машине шипы регулярно взаимодействуют с различными покрытиями — рыхлым или укатанным снегом, чистым льдом, асфальтом. Но зачастую усилие бывает таким, что шип попросту вырывается. Предполагается, что весь комплект металлических элементов сохраняется только на протяжении двух лет. А чем больше шипов отсутствует — тем опаснее передвигаться по дорогам, покрытым снегом и льдом.
В среднем срок службы зимней резины с шипами составляет 3–5 сезонов. Точный период обусловливается интенсивностью эксплуатации, погодными условиями, качеством покрытий и уходом за комплектом.
- Условия эксплуатации. Плавное вождение продлевает срок службы зимних шин. А резкие ускорения и замедления наоборот «нагружают» шипы, ускоряя их выпадение.
- Метеоусловия. При высоких температурах асфальт становится мягче. Трение между поверхностью и резиной увеличивается, ускоряя износ шипов.
- Качество дорожного полотна. Шипованные модели разработаны для снежно-ледяных участков. На асфальте шипы изнашиваются быстрее из-за постоянного контакта с твердым покрытием.
Еще один фактор, влияющий на срок службы зимних шипованных шин — постоянное их взаимодействие с различными веществами — химическими реагентами, маслами, омывателями. Из-за их впитывания постепенно меняется структура протектора. В итоге искажаются его сцепные свойства. Усугубляет эту ситуацию воздействие прямого солнечного света. Природный или синтетический каучук, который задействуют при разработке компаунда, боится солнечной радиации. Ультрафиолет разрушает структуру колес изнутри, и резина окисляется, становится более ломкой, твердой.
Старение автошин необратимо. Поэтому их нельзя эксплуатировать дольше установленного срока.
Срок службы зимних шин липучек
Фрикционные колеса, или «липучки» являются результатом кропотливой работы химиков. Шипов у таких комплектов нет — рассчитывать на их помощь в зимних условиях не приходится. Поэтому основное внимание при производстве «фрикционок» уделяется компаунду. В него добавляют разнообразные компоненты, препятствующие затвердеванию на морозе. А абразивные микрочастицы в составе резиносмеси усиливают зацепление, играя роль микрошипов. Пластичная поверхность лучше прижимается к дорожному полотну и создает повышенное трение. А для быстрого отвода воды и снежных масс из-под колес на протекторе делают много канавок-ламелей.
Считается, что срок эксплуатации таких зимних шин дольше, чем у шипованных комплектов. Это связано с особенностями конструкции. У «липучек» более мягкая поверхность, она лучше контактирует с дорожным полотном. К тому же отсутствуют шипы, постоянно взаимодействующие с поверхностями и способные выпадать.
Очевидно, что дать точный ответ на вопрос «сколько сезонов служит фрикционная зимняя резина?» невозможно. Но многие эксперты отмечают, что в среднем «липучки» сохраняют производительность около пяти-шести сезонов. Однако есть условия – езда должна быть аккуратной, не агрессивной. Кроме того, важно исключить экстремальный износ – протектор истирается дольше, чем выпадают шипы.
Чтобы определить, на сколько сезонов хватает зимней резины без шипов в конкретном случае, учитывают:
- условия эксплуатации;
- качество резины;
- условия хранения;
- стиль вождения.
Если условия эксплуатации близки к идеальным, то есть включают плавное перемещение по качественным покрытиям при стабильной температуре воздуха, колеса служат до 60.000 километров либо 7 лет. Однако на практике чаще встречаются температурные перепады, да и плохие дороги не являются редкостью. К тому же не всегда получается водить предельно аккуратно. Все это сокращает срок эксплуатации зимних шин легкового автомобиля. При ежедневной езде по дорогам, покрытым льдом и снегом, этот период уменьшается до трех сезонов.
Хранение колес тоже важно – они должны находиться в прохладном помещении, где сухо. Нужно исключить попадание солнечного света на резину. Оптимальная температура хранения – от +15 до +25 градусов. Источники тепла должны находиться на расстоянии. Важно исключить также соприкосновение комплекта с металлическими поверхностями, поскольку те вступают в реакцию с резиной, ускоряя ее старение.
Какие факторы влияют на срок эксплуатации зимней резины
На какой срок годности зимней резины рассчитывать – зависит от нескольких факторов.
- Разновидность автошин. Для шипованных комплектов потеря более 40% металлических элементов критична – в таком случае передвижение становится небезопасным. А при отсутствии более 70% шипов резина уже не считается ошипованной, ее надо менять.
- Условия использования. Агрессивный характер езды, резкие торможения, постоянные превышения скорости, старт с пробуксовкой уменьшают срок эксплуатации зимних шин. Ускоряют износ неправильное давление, несоблюдение углов развала-схождения.
- Уход. Обычно он сводится к осмотру авторезины на предмет повреждений и контролю давления — слишком высокое или низкое, оно ведет к неравномерному истиранию протектора. Из-за износа риск повреждений возрастает.
- Соблюдение условий хранения. Ультрафиолетовые лучи ускоряют старение резиносмеси, поэтому нужно исключить их попадание на колеса. Контакт с маслами, бензином и прочими химическими веществами также постепенно разрушает резину.
Дополнительные рекомендации по хранению:
- влажность в помещении должна быть не выше 60%;
- нагревательные приборы целесообразно располагать как можно дальше от комплекта;
- колеса на дисках хранят в подвешенном состоянии либо горизонтально в стопке;
- колеса без дисков ставят вертикально и периодически переворачивают, чтобы предотвратить деформации.
Для хранения лучше не использовать полиэтиленовые пакеты. Они не пропускают воздух и способствуют скоплению влаги внутри. Это ведет к образованию конденсата.
Важно помнить, что если комплект не изношен и все шипы на месте, материал резины все равно стареет и разрушается со временем. Проявляется это потерей эластичности и снижением сцепления с дорогой.
Производители советуют менять колеса через 5–6 лет с момента начала эксплуатации, даже если внешне с ними все в порядке. А наибольший срок службы составляет 10 лет.
Как продлить срок эксплуатации зимних шин: полезные советы
Невозможно точно сказать, сколько можно ездить на зимней резине – на этот процесс влияет много факторов. Но определенно можно увеличить этот срок. Для этого соблюдают несложные правила:
- минимизируют износ протектора;
- сохраняют максимальное количество шипов (для ошипованных комплектов).
Как решить эти задачи?
- Правильная обкатка шипованных колес. Процесс включает отсутствие резких торможений и движение со скоростью не более 80 км/ч в первые 500 километров пробега. Избегают также стартов с пробуксовкой.
- Контроль над давлением в шинах. Если в колесах мало воздуха, быстрее изнашиваются боковые части, а если много — центр истирается больше, чем края. В обоих случаях срок эксплуатации зимних шин уменьшается.
- Проверка углов развала-схождения. Необходимо выполнять ее периодически, так как это нарушение невозможно ощутить за рулем. Диагностику делают в сервисах на специализированном оборудовании.
Дополнительно допускается ротация колес. Для этого автошины меняют местами между осями каждые 8.000–10.000 километров. Так достигается равномерный износ протектора, поскольку у переднеприводных машин резина на передней оси истирается больше, а шипы выпадают чаще. Если протекторный узор – направленный, допускается замена в пределах одной стороны: правое заднее нельзя менять с левым передним и по аналогии.
Важно также регулярно осматривать резину на предмет дефектов и изъянов. Даже микропорезы со временем увеличиваются в размерах, если их не ремонтировать. А при появлении на протекторе вмятин, вздутостей или потертостей необходимо заменить такую шину на «запаску» и обратиться в сервис.
Еще одна рекомендация по предотвращению ускоренного износа колес, которой многие пренебрегают, – регулярная мойка, ведь они собирают грязь, воду, техническую жидкость с дорог и различные реагенты. А все эти вещества негативно влияют на резину. Избавиться от них можно только при помощи мытья.
Как понять, что срок эксплуатации зимних шин легкового автомобиля подходит к концу
В этом вопросе главный показатель годности – остаточная глубина протектора. Она характеризует степень износа комплекта.
Для зимних колес допустимая глубина составляет минимум 4 мм. Если протектор приближается к этой отметке – актуально подготовиться к предстоящей замене. Если он уже изношен до 4 мм или даже больше – ездить на такой резине нельзя. Это может обернуться сложностями с управлением, неудовлетворительным сцеплением, увеличенной тормозной дистанцией.
Многие комплекты оснащают индикаторами износа, помогающими понять, в каком состоянии находится протектор. При их отсутствии задействуют измеритель глубины. Но иногда достаточно визуальной оценки: если ламели и канавки сильно стерты – колеса в плохом состоянии.
Индикаторы износа чаще всего представляют собой особые маркеры. Это могут быть «бугорки». Если канавки сравнялись с ними – протектор сильно стерт, требуется купить новый комплект. На блоках протектора задействуют также цветовую идентификацию или цифры. Например, у колес бренда Ikon Tyres именно выдавленные на протекторе цифры свидетельствуют об остаточной глубине. Наименьшую располагают глубже всех. Она отвечает минимально допустимой глубине протектора. В ходе эксплуатации сначала пропадают верхние цифры. А в конце остаются самые близкие к основанию, что и является признаком критического состояния автошин.
Другие показатели того, что срок эксплуатации колес подходит к концу:
- состояние резиносмеси. Из-за внешних факторов – солнечного света, солей, влаги, перепадов температур – компаунд стареет. Если шины используются более пяти лет, актуально задуматься о покупке нового комплекта;
- количество шипов. Если на поверхности профиля их осталось менее 50% от первоначального значения, комплект подлежит замене. При этом не надо считать все шипы – проверяют примерно четверть протектора. Визуально определяют, сколько элементов осталось, а сколько выпало;
- поведение автомобиля. О завершении срока службы говорят частая пробуксовка одной из двух шин на одной оси с уводом машины в сторону, появление вибраций, возникновение микротрещин на профиле.
Какие зимние шины нельзя эксплуатировать
Движение на автомобиле становится небезопасным при наличии серьезных повреждений. К ним относятся:
- порезы на боковых поверхностях. Если они небольшие (до 2 см), допускается их устранение с помощью заплатки. Целесообразность такого ремонта могут определить работники автосервиса;
- грыжи. Вздутия говорят о внутренних дефектах. Появляются они из-за лопнувшего на боковине корда. Даже маленькая грыжа со временем становится больше, что иногда заканчивается разрывом резины;
- обнажение корда. Возникает это повреждение при наездах на камни либо острый лед. Если корд текстильный, он легко рвется, а если металлический – на нем возникнет коррозия.
Недопустимо также использование «лысой» авторезины – с остаточной высотой рисунка протектора менее 4 мм. Стертый рельеф не обеспечивает должного зацепления с поверхностью.
Подводя итоги
Любые колеса, даже самые дорогие, имеют свой срок службы. По истечении этого периода их эксплуатация становится опасной.
Шины можно использовать в течение пяти лет с момента производства. Дальше необходимо их регулярно осматривать на предмет повреждений – резиносмесь стареет за это время и теряет часть своих свойств, становится более подверженной разным дефектам. После десяти лет эксплуатации колеса надо менять. Такие комплекты не обеспечивают нужного уровня зацепления с покрытием.
Сколько служит зимняя резина – зависит также от характера эксплуатации, погодных и дорожных условий. В среднем шипованные колеса «ходят» 3–5 зимних сезонов, «липучки» – чуть дольше. Сокращают этот период агрессивная манера езды, плохие дороги, переменчивая погода.
Старение резины – естественный процесс. Его никак не остановить. Из-за него увеличивается тормозной путь, снижаются сцепные свойства, ухудшаются управляемость и износостойкость.
Если ваш комплект отработал свой срок и вам необходимы новые зимние шины, лучший вариант найдут менеджеры шинных центров IVANOR. Большой выбор позволяет подобрать резину с учетом дорожных условий и характера вождения. Все наши автомобильные шины сертифицированы. Мы предоставляем гарантии качества и не торгуем подделками.
Для заказа зимней шипованной резины либо фрикционных комплектов воспользуйтесь корзиной или позвоните нам.
Назад к списку статей