Так ли важна ширина шины
Существует мнение, что чем шире пятно контакта шины, тем лучше автомобиль маневрирует, тормозит и управляется. Это не совсем корректно. Разбираемся, почему.
Современные автомобили имеют ходовые возможности на порядок выше, чем у моделей, сошедших с конвейера еще 5 лет назад. Это касается даже «бюджетных» автомобилей. Поэтому многие автовладельцы стремятся установить на свои транспортные средства шины как можно большей ширины, чтобы подкрепить возможности двигателя и трансмиссии сцеплением с трассой. Ведь именно через рабочую поверхность шины передается ускорение, позволяющее автомобилю вовремя остановиться, разгоняться, маневрировать и оставаться на траектории движения.
Кажется, что утверждение верно: чем шире шина, тем лучше ходовые характеристики автомобиля. Однако, это не совсем так. В действительности разницу возможно ощутить только сравнив шины одинаковых марок с разной шириной, естественно, в одинаковых экстремальных условиях (трасса и погодные условия). Ширина шины не равна площади пятна контакта. Пятно контакта по площади примерно равно ладони взрослого мужчины, и при уменьшении ширины шины оно мало изменяется.
При резком маневрировании на сухой трассе площадь пятна контакта не играет большой роли, куда важнее коэффициент сцепления шин с дорогой, который зависит от состава резиновой смеси. На мокрой трассе определяющую роль играет эффективность дренажной системы, способной быстро осушать пятно контакта, каким бы большим оно не было.
В итоге становится понятно, что ширина шины – это не основополагающий фактор для обеспечения высокого качества ходовых характеристик авто. На хорошую управляемость автомобилем влияет целый комплекс факторов, в том числе общее состояние шин и степень их износа. Например, шина, имеющая износ 75%, в статичном состоянии будет иметь минимальную разницу в площади пятна контакта с «новой» шиной. Но стоит установить эти шины на автомобиль, и разница станет очевидна, а ведь ширина у этих моделей будет фактически одинакова. По мере набора скорости площадь пятна контакта изношенной шины будет стремительно сокращаться вплоть до значения 90% от изначальной площади в статичном положении. Как показывают тесты, этот показатель у новых шин, имеющих глубину протекторного рисунка 7-8мм, сокращается только на 45-50%.
Ширина шины также не имеет влияния на резкое торможение. Если нет достаточного сцепления, то и торможения не будет.
Нельзя забывать и о таком важном факторе, как давление в шине. Оно также влияет на площадь пятна контакта. Стоит всегда ориентироваться на рекомендуемое производителем значение давления, оно указывается на боковине любой модели шины. Перекаченная шина имеет закругленный профиль протектора, площадь контакта у нее уменьшается. Здесь на ум приходит данность об увеличении площади пятна контакта у недокаченных шин. Безусловно, это так, но это справедливо и оправданно только для поездок по мягким грунтам, чем успешно пользуются любители внедорожных вылазок. К асфальту и укатанному грунту приспущенные колеса не должны иметь никакого отношения, ведь в этом случае с поверхностью трассы контактируют только боковые дорожки протектора, а общая площадь пятна контакта значительно снижена. Именно поэтому при большой загруженности автомобиля в его шинах рекомендуют увеличить давление.
Зимним шинам также излишняя ширина не идет на пользу. На оледенелом скользком покрытии важнее сила давления, производимая поверхностью шины на поверхность трассы. Особенно это касается ошипованных шин, им полезно быть даже немного уже для наилучшей ходимости по оледенелым участкам дорог, чтобы шипы успешнее врезались в лед.
Шины – это обувь вашего автомобиля, они должны быть хорошими и оптимально подходящими. Не стоит гнаться за низким профилем и максимальной шириной протектора, гораздо важнее отдать предпочтение высоким сцепным свойствам. Не забывайте о правильном уходе за шинами, их сезонности и давлении. При правильном подборе и эксплуатации шин ваш автомобиль покажет наиболее высокие ходовые характеристики и будет ехать так, как нужно.
Назад к списку статей