Все основные вопросы по АКБ

Многие водители вспоминают о диагностике автоаккумулятора только поздней осенью, накануне зимы, когда от его деяте
льности зависит температура и комфорт внутри салона автомобиля. Аккумулятор – это ис
точник питания всей электроники автомобиля, от выполнения ее функций зависят многие системы, начиная от датчиков курсовой устойчивости и ABS до блоков управления двигателем. Проблемы в работе АКБ не останутся незамеченными, ведь они негативно отражаются на работе всего автомобиля в целом. Лучшее решение проблемы – это ее предупреждение! Разумеется, своевременная замена старой АКБ на новый источник питания поможет в решении данного вопроса, однако, учитывая довольно высокую стоимость этой комплектующей детали, любому автовладельцу хочется, чтобы его АКБ прослужит как можно дольше. Чтобы избежать преждевременной замены батареи, достаточно руководствоваться простыми правилами, продлевающими срок ее службы.  
 
Диагностика проблемы
 
В том случае, если по какой-то причине АКБ разрядилась, необходимо произвести ее предварительную полноценную подзарядку при помощи внешнего зарядного устройства. Убедившись, что все параметры аккумуляторной батареи (уровень и плотность электролита, напряжение на выводах) в норме, следует произвести пробный запуск мотора. Если аккумулятор уверенно крутит стартер, но двигатель не заводится, то, вероятнее всего, проблему следует искать в иных системах. Если стартер не отзывается на поворот ключа в замке зажигания — вероятна его неисправность или обрыв в цепи.
В том случае, когда после второго запуска двигателя параметры аккумулятора снова резко теряют свои значения, можно уверенно говорить о ее дальнейшей непригодности к эксплуатации — вероятней всего, произошла сульфитация, либо осыпание активной массы пластин. Тем не менее, в этом случае можно порекомендовать проконсультироваться со специалистами.
Рассмотрим самый плохой вариант – аккумулятор не выполняет своих функций, он мертв. Почему? Либо за давностью лет он исчерпал свой лимит, либо на его работе сказались некоторые факторы, что послужило причиной быстрой разрядки. Разрядка АКБ должна происходить постепенно в процессе вождения, ведь автомобиль заводится с ее помощью, далее генератор при работающем двигателе проводит подзарядку аккумулятора, который питает всю электрику. На процесс разрядки АКБ, происходящий слишком быстро, может влиять несколько факторов: потребление чрезмерного количества энергии, плохо работающая система подзарядки автомобиля – износились щетки генератора или сгорел диодный мост. В любом случае, придется приобрести новый аккумулятор.
           
Характеристики, технические параметры и маркировка АКБ
 
На каждой батарее в соответствии с требованиями международных стандартов должна быть маркировка, содержащая информацию о её напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении. На рисунке показана типовая маркировка, применяемая на аккумуляторах, выпускаемых в России и Европе. Маркировка российских АКБ, наносимая в соответствии с требованиями ГОСТ 959–91 и ГОСТ 959–2002, выполняется по следующей схеме:
1 — модель батареи;
2 — товарный знак завода-изготовителя;
3 — 60 Аh — номинальная емкость в Ампер-часах (А/ч или Ah), это то количество электричества, которое данная аккумуляторная батарея отдаст при 20-ти часовом разряде;
4 — 420 А — пусковой ток — ток холодной прокрутки при −18°C в Амперах (А);
5 — 12 V — номинальное напряжение в Вольтах (В или V);
6 — 0901 — дата изготовления (две цифры — месяц, две цифры — год изготовления);
7 — 20 kg — масса батареи в состоянии поставки с завода;
8 — «+» и «−» — знаки полярности;
9 — предупреждающие знаки, например: опасно-едкое вещество, не курить, не кантовать, не давать детям и т.п.;
10 — уровень залитого электролита (min, max или другие обозначения предельных уровней).
 
При выборе нового АКБ многие автовладельцы сталкиваются с вопросом, можно ли ставить аккумулятор с меньшими или большими показателями пускового тока и какое влияние это окажет на общую работу систем автомобиля? Показатели тока холодной прокрутки имеют значение только при экстремальных морозах, при этом более низкие, чем предписано, значения могут привести к проблемам. Не стоит забывать, что залогом дополнительных попыток старта двигателя является емкость батареи, а эти параметры - емкость и пусковой ток - к сожалению, действуют разнонаправлено, то есть при увеличении одного уменьшается другой. Параметры аккумуляторной батареи указываются для новой, полностью заряженной батареи при -18°С. В процессе эксплуатации ток холодной прокрутки и емкость становятся ниже. При расчете зарядного баланса автомобиля (мощность генератора) определяется необходимая емкость аккумуляторной батареи. При этом отклонение емкости на плюс-минус 10% не является существенным. Часто автовладельцы пытаются устанавливать аккумулятор большей емкости для энергообеспечения дополнительно оборудования. Но это не приносит долгосрочного улучшения, так как генератор не рассчитан на батарею большей емкости.

Срок службы АКБ
 
При покупке новой АКБ очень важно смотреть на дату выпуска. Сроком "свежести" автомобильной АКБ  считаются три месяца. АКБ с более давней датой выпуска приобретать не стоит. Так же надо учитывать, что аккумулятор не должен храниться с напряжением ниже 12,5 В, стандарт напряжения на выходе с конвейера - не ниже 12,6 В. Таким образом, при покупке важно проверить напряжение батареи и ее нагрузочные характеристики. При этом надо помнить, что измерение тока электронными тестерами не является полной и исчерпывающей информации. Электронные тестеры измеряют только "моментальное" значение тока по внутреннему сопротивлению батареи, а оно может существенно отличаться от действующего значения. В процессе отсутствия эксплуатации происходит процесс саморазряда. Что сильно влияет на  общий рабочий ресурс автомобильного аккумулятора, снижая тем самым срок его работы.  На состоянии электролита негативно сказывается отсутствие процесса разряда-зарядки, происходящего во время эксплуатации, так же от этого страдают электроды, а фактическая емкость АКБ снижается. Чаще всего на все аккумуляторы предоставляется гарантия в течение двух лет, некоторые иностранные производители дают три года. Срок службы АКБ при среднем пробеге 30 тыс.км в год при средней годовой температуре +4°С , составляет 28 месяцев, а при +13°С – 16 месяцев. При годовом пробеге в 15-20 тыс.км, в умеренной зоне, если ездить круглый год, средний срок службы аккумулятора – 3 года, а если только летом – до 4 лет. В Центральной Европе средний срок жизни полностью кальциевой батареи составляет для легковых автомобилей порядка шести лет. Для автомобилей с дополнительным оборудованием, например системой "старт/стоп", срок службы батареи сокращается до 40-50 тыс. км пробега. Технология AGM существует в серийном производстве не более восьми лет и использовалась на ограниченном количестве моделей автомобилей, поэтому на сегодня нет четкой статистики. Но на основе  тестовых и "полевых" испытаний можно заявить, что увеличение срока службы AGM-батареи по сравнению с качественной обычной кальциевой батареей в два-три раза. Мы сравнивали наши батареи в экстремальном режиме эксплуатации на автомобилях такси в Испании и получили в результате средний пробег на полностью кальциевой батарее порядка 100 тыс. км, а для батареи с технологией AGM - около 300 тыс. км.
 
Меры по увеличению ресурса АКБ:
 
- плотность электролита в ячейках аккумулятора (при нормальном уровне его над пластинами) должна быть не ниже 1,24 г/смі (+25°C), а напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) — не ниже 12,5 В;
- полюсные выводы необходимо периодически очищать от окислов;
- АКБ на автомобиле должна быть надежно закреплена на установочной площадке;
- пуск карбюраторного двигателя должен проводиться с длительностью попыток 5-10 сек;
- повторяющиеся попытки пуска должны проводиться с интервалом 30-60 сек;
- разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена;
- в зимнее время АКБ полезно обогревать теплом от двигателя, чтобы эффективнее происходил его заряд от генератора. Для этого часть радиатора (со стороны АКБ) целесообразно закрывать от встречного холодного потока воздуха.
 

Назад к списку статей

Источник:
© msk.ivanor.ru